Тея Цулукиани диагностировала массовое отравление

Министр юстиции Тея Цулукиани считает преступными действия третьего президента в августе 2008 года

О токсичном феномене Михаила Саакашвили рассказала сегодня министр юстиции Тея Цулукиани. Она назвала постыдными его утверждения о том, что по распоряжению лидера «Грузинской мечты» грузинских военных заставляют свидетельствовать против Грузии.

«Господин Михаил Саакашвили уже давно является токсичным феноменом в развитии нашей страны», – не задумываясь, ответила министр юстиции Тея Цулукиани журналистам на просьбу прокомментировать скандальные заявления третьего президента о ходе расследования Международного уголовного суда августовской войны 2008 года.

В интервью телеканалу «Мтавари» на днях, помимо других неожиданных заявлений, Михаил Саакашвили сказал, что правительство по распоряжению Бидзины Иванишвили пытается повлиять на ход расследования гаагского Международного суда (МУС):

«Когда группа следователей (МУС) приехала в Грузию, с помощью СГБ, денег и специалистов Генштаба шла обработка наших действующих и бывших военных, чтобы, благодаря их показаниям, Грузия была бы уличена в военных преступлениях».

Your browser doesn’t support HTML5

Тея Цулукиани диагностировала массовое отравление

Дали или нет такие показания грузинские военные? Ответа на этот вопрос Саакашвили, по его словам, точно не знает. Впрочем, это ему и не кажется важным. Наотрез отказываясь назвать источники и факты, Саакашвили утверждал, что Бидзина Иванишвили проводит в Грузии российские интересы. А Москва, напомнил третий президент, в том числе, и во время президентства Медведева грозилась, что посадит Саакашвили. Но дело не в нем:

«Главная мишень не я, здесь речь идет о грузинских военных – они принимали непосредственное участие в боевых действиях. И вы знаете, что грузинскую сторону обвиняют в применении силы против российских миротворцев».

«Это не такое серьезное обвинение», – перебил, извинившись, ведущий «Мтавари» Ника Гварамия.

Он, работавший министром юстиции с января по октябрь 2008-го, напомнил Саакашвили о более тяжком обвинении в ходе боевых действий в Цхинвали: «Речь идет о неизбирательном открытии огня против мирного населения». Гварамия был явно озадачен, но так и не добился четких разъяснений от своего бывшего руководителя».

После этих заявлений Саакашвили поднялась очередная волна дискуссий в грузинском обществе по поводу того, кто начал войну и кого же осудит МУС?

Тема виновности Грузии и Гаагского суда уже не в первый раз становится поводом для спора между «Грузинской мечтой» и «Нацдвижением». Так было и в ходе президентской гонки, в которой поддерживаемой «Мечтой» Саломе Зурабишвили противостоял Григол Вашадзе от «Нацдвижения». Оно даже начало кампанию «Мы не выбираем президента-предателя» – Саломе Зурабишвили считает преступными действия третьего президента в августе 2008-го.

Этого мнения придерживались и власти, защищая Зурабишвили в ноябре 2018-го, с соответствующими обвинениями на Михаила Саакашвили обрушилась тогда и министр юстиции Тея Цулукиани. Поэтому и сегодня ей было нетрудно высказаться о третьем президенте:

«Этот токсичный феномен заявляет, что якобы нынешняя власть делает все, чтобы какой-нибудь международный суд наказал грузинских солдат. Я хочу ему сказать, что это позорное заявление его как бывшего главнокомандующего. Хочу ему сказать, что каждый грузинский солдат и каждый, кто служил, знает, что Министерство юстиции и правительство – верная защита грузинских солдат».

Министр Цулукиани отметила, что важно дождаться итогов расследования МУС, продолжить сотрудничество с офисом прокурора Фату Бенсуды, чтобы неопровержимыми документами и фактами доказать этническую чистку грузин, а также выявить тех, кто пытал в плену грузинских военных. Министр Цулукиани надеется, что российских чиновников и военных, которые были причастны в этих преступлениях, настигнет ответственность.

В Грузии с нетерпением ждут итогов расследования офиса прокурора Международного уголовного суда в Гааге с января 2016 года. Тогда прокурор МУС Фату Бенсуда была уполномочена расследовать вероятные преступления против человечности, совершенные во время российско-грузинской войны в августе 2008 года.

Your browser doesn’t support HTML5

Августовская война: кого и за что осудит МУС в Гааге?

Следствие ведется в условиях строгой конфиденциальности, и прокурор Бенсуда, как и представители ее офиса, неоднократно заявляли, что только в случае неопровержимых доказательств будет выдан ордер на арест на подозреваемых в военных преступлениях, которыми могут оказаться как граждане Грузии, так и граждане России или представители югоосетинской стороны, и речь идет не о рядовых гражданах, а о чиновниках и военных, которые отдавали приказы.

Поэтому грузинские правозащитники считают все эти заявления и опасения спекуляциями, которые лишь вредят процессу расследования и вселяют недоверие к международному правосудию у беженцев и пострадавших в ходе войны.

Об этом говорит и исполнительный директор НПО Justice International Ника Джейранашвили. Его организация вместе с другими НПО составила несколько тысяч исков грузинских беженцев. Ника Джейранашвили находится в Гааге и сотрудничает с офисом прокурора МУС. Он ожидает, что уже в будущем году станут известны первые итоги расследования.

«С учетом того, что расследование уже находится на финальном этапе, ожидаем конкретные итоги. Надо учесть и то, что у прокурора Фату Бенсуда истекают полномочия. В конце будущего года изберут нового прокурора. Это единственное расследование, которое МУС ведет за пределами Африки. Его начала Фату Бенсуда, потому и хочет, чтобы до ее ухода у расследования были результаты. Эти результаты могут означать, что на конкретные лица будут выданы ордера [на арест]», – предположил Ника Джейранашвили в интервью с журналистом грузинской службы Радио Свободы Нино Гелашвили.

Грузинские правозащитники отмечают, что им неизвестно, какие материалы передала МУС российская сторона. От сотрудничества с Гаагском судом категорически отказались представители де-факто властей Южной Осетии. Тем не менее офис прокурора рассматривает и иски этнических осетин, проживающих в Цхинвали.

Грузинские правозащитники призывают представителей власти и оппозиции не спекулировать на теме расследования Гаагского суда. Хотя не исключают, что эту тему политические оппоненты – «Грузинская мечта» и «Нацдвижение» – обыграют ближе к парламентским выборам в октябре 2020-го. Если к тому времени не станут известны первые итоги расследования из Гааги.