По итогам драматических событий ночи 20 июня пострадавшими признаны 71 человек, из них 67 – представители правоохранительных органов и только четверо – демонстранты. Такую информацию, опираясь на данные Генеральной прокуратуры Грузии, распространила сегодня «Ассоциация молодых юристов». При этом прокуратура не признала пострадавшими даже людей, потерявших зрение во время силового разгона акции.
МВД Грузии ведет следствие по двум делам, связанным с событиями у грузинского парламента 20 июня этого года. По первому делу Генпрокуратурой уже предъявлены обвинения 17 участникам акции протеста, при этом пострадавшими в деле названы 67 правоохранителей. По итогам расследования второго дела следователями прокуратуры предъявлены обвинения лишь троим сотрудникам МВД, от преступных действий которых пострадали четверо участников акции протеста.
Напомним, согласно официальным данным, в «ночь Гаврилова» ранения различной степени тяжести получили около 270 человек, из них только 70 – полицейские. Органов зрения лишились трое, а хирургическое вмешательство потребовалось в 26 случаях. Всего было задержано более трехсот человек.
Your browser doesn’t support HTML5
Сегодня «Ассоциация молодых юристов», проанализировав предоставленную Генпрокуратурой информацию, выступила с заявлением, в котором выразила недоумение в связи с тем, что статус пострадавших не был предоставлен гражданам, потерявшим зрение от бесконтрольной стрельбы резиновыми пулями со стороны полиции. Речь о Мако Гомури и Георгии Сулашвили.
На заявление «Ассоциации молодых юристов» отреагировал премьер-министр Георгий Гахария. Он подтвердил информацию НПО, но призвал СМИ не торопиться с выводами:
«Давайте я скажу так: признание пострадавшей стороной требует прохождения необходимых процедур. Насколько я знаю, в случае с Мако Гомури эти процедуры близки к завершению, после чего она будет признана потерпевшей».
По словам главы «Ассоциации молодых юристов» Сулхана Саладзе, заявление премьера весьма показательно:
«Возникает вопрос, почему в Генпрокуратуре не спешат признавать пострадавшими граждан? Явная диспропорция говорит о том, что следственные органы заинтересованы в обратном – придать делу такой оборот, будто в большой мере пострадали стражи порядка. Возьмем, к примеру, случай Мако Гомури, которой полицейские выбили глаз, когда она просто проходила мимо митинга. Прошло три месяца, достаточных для подтверждения классического случая неправомерных действий полиции, но следствие молчит. Кроме этого, есть другие случаи, когда были ранены около 30 представителей СМИ. В прокуратуре заявляют, что экспертизы не завершены, хотя непонятно, что расследовать, когда человека лишили глаза резиновой пулей».
В конце дня свое недоумение по поводу медлительности следственных органов выразила глава парламентского комитета по правам человека Софо Киладзе. По ее мнению, аналогичным статусом должны обладать все граждане, получившие тяжкие увечья в ночь на 20 июня.
Сегодня воспоминаниями о трагической ночи поделился и отец Темирлана Мачаликашвили, убитого в ходе спецоперации в Панкиси, Малхаз Мачаликашвили:
«Глаз выбили не только Мако Гомури. Меня искал молодой кистинец, который даже не успел пересечь дорогу, как пуля попала ему в глаз. Он не является гражданином нашей страны. Там было много раненых, самому мне наложили несколько швов. Эти люди в верхах не желают признать правды, выдавая полицейских за пострадавших. Потерпевшей от событий той ночи является вся Грузия, за исключением «Грузинской мечты» и ее приспешников».
По словам исполнительного директора грузинского отделения Transparency International Эки Гигаури, в результате разгона митинга пострадало втрое больше граждан, чем превосходно экипированных полицейских, однако следственное ведомство пытается выдать желаемое за действительное:
«Карательная акция продолжается: если сопоставить эти данные, вывод напрашивается сам собой – власти не заинтересованы в объективном расследовании. О чем там говорить, когда со стороны правоохранительных органов ни один человек не подвергся наказанию, тогда как административные взыскания наложены на более чем три сотни граждан. Тот факт, что тогдашний министр МВД Георгий Гахария не понес политической ответственности за последствия разгона и даже был усажен в кресло премьера, говорит о том, что власти придерживаются практики избирательного правосудия».
Тем временем продолжается судебное разбирательство по делу задержанных участников акции. Сегодня под залог был освобожден один из фигурантов дела Леван Джикури, который покинул зал суда в коляске для лиц с ограниченными возможностями.