Сегодня в конференц-зале гостиницы «Интер-Сухум» в столице Абхазии состоялось собрание актива оппозиционной политической партии «Амцахара». Начало его было назначено на то же самое время, на 12 часов дня, что и проходившей в нескольких кварталах инаугурации Рауля Хаджимба. Как и ожидалось, участники собрания приняли резолюцию, в которой признали инаугурацию президента Абхазии незаконной и нелегитимной.
Открыл и вел собрание заместитель председателя партии Рамаз Джопуа. С докладом выступил бывший кандидат в президенты страны, председатель партии «Амцахара» Алхас Квициниа. Он, в частности, сказал:
«Как уже здесь было сказано, мы на самом деле планировали съезд, но… Ввиду того, что мы хотим некоторые вещи в оппозиции вообще реорганизовать, решили съезд отнести к более позднему сроку, о чем мы вам позже заявим. Уважаемые участники собрания, уважаемые соратники и единомышленники! Еще раз поздравляю вас и весь многонациональный народ независимой Республики Абхазия с 26-й годовщиной победы в народно-освободительной войне. Наша встреча проходит в особых условиях политического кризиса. Как известно, в настоящее время недалеко от этого места проходит празднование так называемой победы в избирательной кампании. Назвать то, что происходит там, инаугурацией нам не позволяет ни закон нашего государства, ни законы справедливости, которые были грубо нарушены действующей администрацией как на протяжении всей своей деятельности за последние пять лет, так и в ходе прошедших выборов. Все вы, наши соратники и единомышленники, помните, в каких сложных условиях было принято решение о выдвижении кандидата от оппозиции на пост главы абхазского государства. Эти условия были искусственно созданы теми силами, которым ничего, кроме личного обогащения и доступа к властным рычагам, не важно и не интересно. Эти силы готовы попрать Конституцию и законы. Они готовы перечеркнуть историю строительства нашего государства, лишь бы решать свои задачи обогащения в ущерб интересам нашей страны и народа. Тем не менее в этих условиях мы смогли объединиться и показать, что две трети населения Абхазии как минимум не поддерживают действующую администрацию».
Your browser doesn’t support HTML5
Алхас Квициниа отметил, что власть позаботилась о неравных возможностях в ходе выборной кампании, «чтобы удержаться в кресле». «Все мы знаем, каким образом действующая администрация увеличила процент своей поддержки голосующим населением с 23% в первом туре до 47% во втором. И, как вы видите, несмотря на все усилия и средства, затраченные властью, им не удалось преодолеть 50%-ный барьер, который фактически и юридически оставил действующую администрацию за пределами легитимности. Разница между кандидатом от действующей власти и кандидатом от оппозиции составила всего лишь 1027 голосов избирателей или 1,2%! При том что 3155 наших граждан проголосовали против всех, а 2249 так или иначе испортили бюллетени. Не принимать во внимание мнение большинства населения Абхазии, которое не поддержало действующую власть, не получится. За действующую власть проголосовало 39 793 граждан. Это притом, что 43 268 наших граждан, внесенных в списки избирателей, вообще не пришли на голосование», – сказал Алхас Квициниа.
Как известно, 20 сентября Верховный суд Абхазии отказал Алхасу Квициниа в удовлетворении иска, которым он пытался оспорить решение ЦИК об итогах президентских выборов. 7 октября Алхас Квициниа обжаловал решение Верховного суда, а также подал ходатайство, в котором попросил суд второй инстанции применить меры предварительной защиты в виде приостановления вступления в должность избранного президента республики, назначенного на 9 октября 2019 года. Если и кассационная инстанция оставит в силе решение Верховного суда, то он намерен обратиться в Президиум Верховного суда.
Это может показаться неким противоречием: команда Квициниа продолжает бороться за отмену решения ЦИКа, но на собрании актива партии разговор главным образом шел о «переформатировании» работы оппозиции. Хотя на самом деле, даже если представить себе теоретическую возможность того, что Верховный суд удовлетворит-таки иск Квициниа и будут назначены повторные выборы, к ним «амцахаровцы» все равно готовились бы как оппозиционеры.
В своем докладе Квициниа также отметил:
«Далее я хотел бы сказать о том, что еще беспокоит наших соратников. Это предложение, которое сделал мне Хаджимба после оглашения результатов выборов – по вопросу о моем трудоустройстве вице-премьером. Как вы знаете, я это предложение отверг. Моим ответом было то, что целью нашей команды было не трудоустройство кого-то, а проведение реформ в нашей стране. Не может один, даже самый подготовленный вице-премьер без команды профессионалов провести такие реформы. Больше того, и в моих глазах, и в глазах моих соратников это выглядело как взятка, как кость, брошенная оппозиции. Ни я, ни наши соратники не намерены принимать взятку или поднимать кость». (Аплодисменты).
Депутат абхазского парламента Рауль Лолуа заявил:
«Если мы в демократическом государстве живем, то власть должна понимать, что инакомыслие, альтернатива, то, что оппозиция высказывает иную точку зрения, ее надо принимать, ее надо слышать. А если мы пойдем уже тяжелым путем, если начнутся уже репрессии, я думаю, мы соберемся в совершенно другом формате, другом режиме, с другими людьми… (аплодисменты). Я хочу сказать, что я не угрожаю никому, я просто предупреждаю. Не делайте этого, не делайте… Прошу вас всех не огорчаться, не расстраиваться, набираться сил, духа, терпения».
Постарался подбодрить аудиторию и председатель оппозиционной партии «Единая Абхазия» Сергей Шамба:
«Так что не надо унывать. Политическая жизнь всегда предполагает вечную борьбу. Всего вам хорошего желаю, не унывайте. Все впереди. Мы еще многое можем сделать».
Председатель общественной организации «Женщины в политике», бывший вице-спикер абхазского парламента Ирина Агрба известна своими резкими оппозиционными выступлениями, но, как она сказала в сегодняшнем выступлении, в этом году она, хоть и постоянно высказывалась в «Фейсбуке», в политической деятельности «взяла паузу». Объяснила это следующим:
«После событий, связанных с Лукава, у меня сложилось окончательное убеждение, что с нами, с оппозицией, происходит нечто, что вообще не вписывается в ни в какую политическую науку».
Говоря об ошибках оппозиции, о ее, увы, неспособности консолидироваться и скатывании к раздраю, Агрба выступила с защитой Алхаса Квициниа от некоторых снисходительных оценок. Но Квициниа после ее выступления обратился к ней из президиума, подчеркнув, что он – против тех методов, которые использовали, идя к власти, их политические оппоненты:
«Вы предлагаете нам сделать то же самое? (Шум в зале). Но я вам, Ирина Шотовна, предлагаю сделать другое: возьмите и возглавьте оппозицию. (Смех и аплодисменты в зале). Давайте. И посмотрим, что получится. Не все так легко и просто».
Сергей Шамба предложил с места создать новую партию, которая объединила бы все оппозиционные силы.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия