Острая полемика развязалась сегодня между Михаилом Саакашвили, его партией «Нацдвижение» и бывшими соратниками из «Европейской Грузии». Накануне один из лидеров последней Гига Бокерия заявил, что, придя к власти, его политическая сила не будет судить действующих политических лидеров «Грузинской мечты», тем самым поставив точку в порочной практике в Грузии, когда пришедшая к власти политическая сила преследует предшественников. Эта идея категорически не понравилась экс-президенту Михаилу Саакашвили. Он считает, что лидер правящей партии Бидзина Иванишвили и его министры обязательно должны предстать перед судом.
«Если бы обокрали вас, коснулись бы вашего имущества, у вас была бы такая же реакция?» – спрашивает Михаил Саакашвили оппонентов в своем трехминутном видеообращении.
Адресаты гневных обращений третьего президента Грузии – в основном его бывшие соратники, а теперь представители «Европейской Грузии». Накануне в интервью телеканалу «Мтавари» Гига Бокерия заявил, что его «Европейская Грузия», придя к власти после парламентских выборов в октябре 2020-го, не станет подвергать уголовным преследованиям лидеров правящей ныне партии «Грузинская мечта». Тем самым, обещает Бокерия, будет положен конец порочной практике грузинской политической вендетты.
Your browser doesn’t support HTML5
Планы Бокерия об амнистии «Мечты» разгневали Михаила Саакашвили. На своей странице в Facebook он назвал бывшего соратника «человеком, купленным Иванишвили, и его мальчиком на побегушках».
Кстати, это не первый случай публичного противостояния между Саакашвили и Бокерия. Совсем недавно Михаил Саакашвили обвинил Бокерия в цинизме и в том, что своими действиями тот отдалил его «Единое национальное движение» от христианских ценностей.
За Гигу Бокерия и позицию «Европейской Грузии» заступился его однопартиец, вице-спикер Давид Бакрадзе. Он убежден, что на предстоящих выборах в октябре 2020-го обязательно сменится власть, и важно, чтобы действующие чиновники, как и избиратели, знали: «Европейская Грузия» не сторонник политического реванша. Давид Бакрадзе указал еще на одно обстоятельство, в чьи интересы входит такое противостояние:
«Интерес и игра Иванишвили состоят в следующем: выставить процессы в таком свете, будто в Грузии только два выбора: или Иванишвили, или Саакашвили. В условиях выбора между двумя партиями Иванишвили как раз и собирается одержать победу. Поэтому население должно знать, что выбор гораздо шире. И в этом спектре особенное место занимает «Европейская Грузия». Призываю всех отказаться от обвинений и поливания грязью, не сжигать мосты, чтобы в 2020-м была возможность из широкой оппозиции создать коалиционное правительство».
В грузинских соцсетях и СМИ разгорелась острая и бурная дискуссия. Мнения разделились: одни за то, чтобы судить Бидзину Иванишвили и его министров, другие – против политического реванша.
После нескольких постов на Facebook о том, надо ли в уголовном порядке преследовать Иванишвили после выборов 2020-го, Михаил Саакашвили записал видеообращение. Конечно же, он не сторонник реванша, но не в случае Иванишвили:
«Иванишвили присвоил значительную часть национального богатства, и говорить о том, что это должно остаться при нем, – неправильно. Как нужно изъять отобранное?! Это должно осуществиться международным антикоррупционным судом, куда мы пригласим нескольких судей: англичан, американцев, голландцев и других с Запада».
И если приглашенные судьи, продолжает Саакашвили, руководствуясь наивысшими стандартами правосудия, выявят виновность высокопоставленных чиновников, те должны понести наказания со всей строгостью закона. Это не коснется исполнителей, то есть чиновников среднего звена, заверяет третий президент. Он считает неприемлемым заранее анонсировать амнистию, поскольку, по словам Саакашвили, это еще больше развяжет руки действующим политическим лидерам.
Все должно основываться на принципе справедливости, а потом – дело за политическим решением, считает третий президент и добавляет:
«В политических решениях мы должны быть максимально терпимыми».
Но Саакашвили сегодня не вспомнил, что во время «Революции роз» он пообещал тогдашнему президенту Эдуарду Шеварднадзе неприкосновенность. И неоднократно впоследствии напоминал обществу, что благодаря этому Шеварднадзе вместо тюрьмы спокойно доживает свои дни в собственной резиденции в тбилисском районе Крцаниси.
Однако сторонники Саакашвили об этом помнят и неоднократно ставят в укор «Грузинской мечте» то, что она возбудила против третьего президента несколько уголовных дел, а по одному из них – превышение должностных полномочий – он уже осужден на три года. А грузинская Генпрокуратура заявила, что после возвращения Саакашвили на Украину будет продолжать добиваться его экстрадиции.
Из-за судебного и уголовного преследования Михаил Саакашвили не возвращается на родину. Он и его соратники это преследование считают политическим, потому и лелеют надежду на победу в предстоящих выборах.
Только в стане правящей силы в успехе оппонентов сомневаются. О том, кто победит на выборах через год, и об обещанной амнистии «Европейской Грузии» высказался генсек «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе. Он ответил и Гиге Бокерия, и его партии – «Европейской Грузии»:
«Кто победит в 2020-м, какая политическая партия будут у власти – это решит население нашей страны, а не Гига Бокерия. Я прибегну к высказыванию лидера нашей партии Бидзины Иванишвили. Он в свое время заявил, что мы будем обращаться со своими оппонентами так, как подобает нашей стране, а не так, как они на самом деле это заслуживают. Но эти годы показали, что наши оппоненты постарались такой подход повернуть против нас. И это плохо. Думаю, у нас недостаточная политическая культура в стране».
Говоря о недостатках в политической культуре страны, Каха Каладзе не стал уточнять, подразумевал ли он и своих однопартийцев. Из уст первых лиц «Грузинской мечты» неоднократно были слышны бескомпромиссные заявления в адрес бывшей партии власти, в частности, Михаила Саакашвили. В этом ключе больше всех выделяется бывший премьер-министр, а теперь министр обороны Ираклий Гарибашвили, который обещал сделать все, чтобы «Нацдвижение» исчезло с политической орбиты Грузии.
Еще весной, когда Гарибашвили вернулся в политику, грузинские наблюдатели предрекали, что на предстоящих выборах «Грузинская мечта» снова поставит на «Нацдвижение» и критику ее «кровавого девятилетнего правления».
Президентские в 2018 году, а потом и промежуточные выборы по одномандатным округам в 2019-м показали, что главное состязание идет между кандидатами «Грузинской мечты» и «Нацдвижения».
Но ситуация может оказаться другой в 2020-м. Парламентские выборы пройдут по так называемому нулевому избирательному порогу и только по пропорциональной системе. Это даст многим партиям возможность оказаться в парламенте. И если оппозиционные силы говорят о необходимости объединения, «Грузинская мечта» не спешит называть своих будущих партнеров. Каха Каладзе заявил, что «Грузинская мечта» ставит целью одержать такую победу без создания коалиции.
Но низкие рейтинги главных политических сил многих заставляют предполагать, что в 2020-м без коалиционного правительства не обойтись, хотя грузинские наблюдатели считают, что в уже начатой предвыборной гонке шансы Михаила Саакашвили невелики.