Фестиваль «Абаза» достиг своей цели

Сегодня завершил работу трехдневный культурно-спортивный фестиваль «Абаза», организованный Всемирным абхазо-абазинским конгрессом, офис которого находится в Сухуме. В рамках фестиваля в Гудауте прошел турнир по вольной борьбе, а культурная программа последнего дня включала выставку предметов быта, старых фотографий, модное дефиле, фуд-корт из блюд абазинской кухни и концертную программу, подготовленную коллективами Карачаево-Черкесии и Абхазии.

На Первый культурно-спортивный фестиваль «Абаза» в Абхазию приехала большая делегация из Карачаево-Черкесии, в которой было более ста человек – спортсмены, артисты, музыканты и представители общественности.

16 и 17 октября в Гудауте прошел турнир по вольной борьбе, победителем которого стал Алан Табулов.

А сегодня в Сухуме на площади перед Абхазским драматическим театром была развернута культурная программа, о которой рассказала руководитель Женских советов Всемирного абхазо-абазинского конгресса Гета Ардзинба:

Your browser doesn’t support HTML5

Фестиваль «Абаза» достиг своей цели

«Впервые в современной истории Абхазии к нам приехала такая большая делегация абазин с определенной миссией – показать культуру и ее национальные особенности. Мы говорим практически на одном языке, и сегодня программа будет состоять на 50% из абхазской речи ведущих и на 50% из речи абазинской. Мы хотим наглядно показать, насколько мы близки. Это можно будет увидеть и в музейном пространстве, где будут выставлены наши этнографические предметы и фотографии предметов из музея аула Эльбурган, а также предметы национального костюма. В программе, привезенной для нас из «Абазашта» из Карачаево-Черкесии, мастер-класс золотого шитья и бостонного плетения, очень вкусные угощения, которые привезены специально из Карачаево-Черкесии. Женсовет организации «Алашара» привез нам очень много разнообразных абазинских блюд».

В культурной программе было модное дефиле осенне-зимней коллекции стилизованной спортивной мужской и женской одежды с элементами абхазского национального костюма. Дизайнер одежды Мрамза Марыхуба показала десять костюмов: пять мужских и пять женских.

На фестиваль из Карачаево-Черкесии приехал Мухаммед Туков, хранитель и собиратель старины, смотритель музея из аула Эльбурган. Свою коллекцию предметов культуры и быта он собирает с 1975 года, она насчитывает уже более 800 экспонатов. К сожалению, привезти ее было невозможно из-за проблем с пересечением границы, поэтому до Сухума доехали только фотографии.

Мухаммед Туков показал фотографии старинного утюга для газырей и родовых меток и прокомментировал:

«Вы никогда не догадаетесь, что здесь изображен утюг. Там висят черкески, у них газыри имеются, обыкновенным утюгом их не поправишь, не полезет просто, а вот кончиком этого утюга, изготовленного из рога крупного рогатого скота, можно добраться до них и разгладить. А это – обыкновенная тамга рода Напоховых – метка для крупного рогатого скота. У нее деревянная ручка, ее раскаляли на огне и ставили в определенное место на бок или на лопатку: моя метка, моя лошадь или корова, и тут уже не поспоришь. Эти тамга были до коллективизации, до 1930-х годов, когда у некоторых было много лошадей, много коров, рогатого скота. У одного брата на правую лопатку ставили метку, у другого брата – на левую, а если был и третий брат, то как-то переворачивали».

Экспозицию Абхазского государственного музея, развернутую для гостей фестиваля, представила Бела Кецба, заведующая отделом этнологии:

«Здесь ложки роговые, самшитовые, кружки разных размеров, ковш и кожаный стакан работы Эдема Когония, правда, он современный, но сделан по эскизам кожаного стакана, из материалов Миллера, которые были собраны в 1905 году, они находятся в питерском музее. А это – кожаная сыромятная обувь, которую носили абхазские мужчины, когда ходили на охоту, ручная работа начала XX века».

Бела Кецба пояснила, что музей показывает публике исторические фотографии и старинную мужскую и женскую одежду:

«Фотоматериалы Ермакова, это фотограф, который в конце XIX – начале XX века побывал в Абхазии. На этих фотографиях он показывает типажи и одежду того периода, как наши абхазцы одевались. Сегодня, например, мы примеряли пояс, так он только до половины дошел, потому что у них талии были очень тонкие, не то что сейчас. Вот очень интересная косынка, которая побывала в Турции, она – из Цабала, дала мне ее женщина по фамилии Ханагуа, это косынка ее бабушки. Когда они уезжали отсюда в махаджирство, в Турцию, она увезла косыночку. Она сделана из кокона шелкопряда и очень тоненькая, называется по-абхазски «ахуц касы», если дословно перевести «гусеницын платок». И, когда она возвращалась сюда, она ее привезла».

В концерт организаторы включили и обрядовый фрагмент, о котором рассказала Гета Ардзинба:

«Привод невесты будет на сцене, это вставной театрализованный кусок программы, который покажет нам скрытые смыслы абазинского обряда привода невесты. Программа построена на чередовании выступлений абазинских и абхазских исполнителей. Очень много молодежи участвует в программе, очень много волонтеров работает на площадке, здесь знакомятся и коллективы между собой, и просто молодежь!»

По мнению организаторов фестиваля, его цель достигнута, он прошел успешно, надо смотреть вперед и углублять сотрудничество.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия