20 октября в столице Абхазии прошел ежегодный XVII Международный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» На городском стадионе звучали классическая музыка и оперные арии в исполнении оркестра, хора и двух солистов – Хиблы Герзмава и Ильдара Абдразакова.
На протяжении семнадцати лет организатором и вдохновителем абхазского фестиваля классической музыки, который по традиции проходит осенью в Сухуме, является солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, народная артистка России и Абхазии Хибла Герзмава.
За это время у фестиваля сложилась репутация главного музыкального события года, которого ждут все меломаны в Абхазии. И каждый год для участия в нем приезжают известные солисты и коллективы. В нынешнем году перед абхазской публикой вместе с Хиблой Герзмава выступили звезды мировой величины: Государственный симфонический оркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского, академический Большой хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича и российский оперный певец (бас) и народный артист из Республики Башкортостан Ильдар Абдразаков.
Your browser doesn’t support HTML5
Стадион «Динамо» принял более трех тысяч человек, и свободных мест, конечно, не было. Публика долгими овациями встретила появление на сцене Хиблы Герзмава, и певица открыла концерт сценой и каватиной Леоноры из оперы Джузеппе Верди «Трубадур». Эстафету принял Ильдар Абдразаков, исполнив куплеты тореадора Эскамильо из оперы Жоржа Бизе «Кармен». Ведущий объявил «Мастеров хорового пения», и над стадионом зазвучал «Хор цыган» из оперы Джузеппе Верди «Трубадур».
Нежно, глубоко и виртуозно прозвучала в исполнении Хиблы Герзмава каватина Нормы из оперы Беллини «Норма», это одна из самых трудных арий в репертуаре сопрано. Хибла Герзмава спела гимн, написанный Сезаром Франком, Panis Angelicus (Хлеб Ангелов); арию Адрианы из оперы Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер»; две абхазские песни «О ранении» и «О скале».
В исполнении хора прозвучали: хор Ведьм из оперы Верди «Макбет»; пролог из оперы Верди «Аттила»; хор плененных евреев из оперы Верди «Набукко».
Ильдар Абдразаков подарил публике прекрасное исполнение куплетов Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст»; арию графа де Сильвы из оперы «Эрнани»; арию Аттилы из одноименной оперы Верди; арию Мефистофеля (со свистом) из одноименной оперы Арриго Бойто.
Сюрпризом концерта стало выступление юной балерины Кристины Чкотуа, первой в истории студентки Академии Русского балета имени Вагановой из Абхазии, которая станцевала вариацию из балета «Пробуждение Флоры».
Еще одним сюрпризом было то, что в день концерта у блестящего дирижера оркестра из Татарстана Александра Сладковского день рождения. Музыканты и хор исполнили «Happy Birthday», а зал, стоя, долго аплодировал имениннику.
Вслед за здравицей оркестр из Казани исполнил фрагмент музыкального произведения современного композитора Александра Чайковского «Стан Тамерлана», которое, по словам ведущего, является его визитной карточкой. Итак: «Пристегните ремни! Сейчас прозвучит нечто фантастическое!», – сказал ведущий, и я к нему присоединяюсь.
Концерт шел два часа и завершился песней «Абхазия моя».
Под гром аплодисментов трех тысяч зрителей и крики «Итабуп! Спасибо!» Хибла Герзмава выразила благодарность за поддержку в проведении фестиваля президенту Раулю Хаджимба, Министерству культуры, спонсору мероприятия и всем артистам, которые приехали вместе с ней.
Своим впечатлением от концерта поделился Давид Терзян, художественный руководитель и главный дирижер Государственного камерного оркестра Абхазии:
«Хибла Герзмава – это национальное достояние как Абхазии, так и России. Нам была предоставлена возможность услышать ее прекрасный голос, ее прекрасный тембр. Симфонический оркестр Татарстана считается сейчас лучшим в России, он семимильными шагами продвинулся за те девять лет, когда его возглавляет Александр Сладковский. Оркестр звучит слаженно, никаких интонационных погрешностей нет, есть великое исполнительское мастерство. Естественно, прекрасный бас Ильдара Абдразакова порадовал Абхазию. Хор под руководством Конторовича считается одним из лучших в России, честно говоря, я такого баланса в хоре давно не слышал! Я получил большое удовольствие. Для абхазской публики такие фестивали необходимы. Пусть будет один фестиваль, но такого высокого уровня».
Давид Терзян назвал прошедший фестиваль самым ярким из семнадцати. По его словам, он был организован в соответствии с мировыми стандартами: и по звуку, и по свету, и по камерам, все было скомпоновано и технически оснащено великолепно.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия