Народ, который всегда виноват

Тенгиз Аблотия

Время от времени у меня есть возможность следить за грузино-абхазскими баталиями в социальных сетях – сам я в них не участвую, но просматриваю вполне регулярно. И вот на что я обратил внимание: очень часто со стороны грузинских участников дискуссии слышу аргументы типа «за что вы грузин не любите, народ тут ни при чем, народ войну не начинал, а в Грузии в то время у власти были агенты Кремля».

Конечно, можно было бы все это игнорировать, но после очередного пассажа о народе, который никогда не виноват, – решил-таки высказаться по этому поводу.

Вообще же, разделение народа и власти, – это уже давний, как говорят в наше время, «нарратив» – его использовал еще Сталин с лозунгом «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается». Это было очевидное политическое лицемерие – в 30-40-е годы именно народ Германии в большинстве своем поддержал нацистов и своих детей на фронт отправлял с большим воодушевлением.

Протесты появились только после того, как запахло неминуемым поражением. Как знать, пошел бы полковник Клаус фон Штауффенберг в «Волчье логово» взрывать Гитлера, если бы война шла к победе? Как говорится, «меня терзают смутные сомнения».

Your browser doesn’t support HTML5

Народ, который всегда виноват

Как-то так получилось, что именно в XX веке появилась новая тенденция – относиться к народу как к некоему маленькому ребенку, неразумному дитяти, которого всегда все обманывают, а сам он ни в чем никогда не виноват. Тоже очевидное лицемерие: иногда народ – это ум, мудрость и спокойствие, иногда непролазная тупость, а иногда безумная толпа кровожадных линчевателей. В общем, все по-разному.

Понятно, что в насквозь патерналистском СССР эту тенденцию творчески приумножили. Никогда не забуду слова Михаила Горбачева в разгар перестройки: «Мы должны накормить, одеть, обуть народ»... Вот так, будто речь идет о первокласснике, который сам ничего не может. Тогда это воспринималось как норма, и никто не понимал, насколько оскорбительна такая постановка вопроса.

Что ж, возможно, кому-то покажется радикальным, но, по моему глубокому убеждению, во всем, что происходит в стране, – виноват сам народ, в полном составе, как социум. Единственным исключением является только прямая вооруженная оккупация, когда мнение населения оккупированной территории никого не волнует.

Да, и не надо всяких там «пророссийских», «проамериканских», «мы не виноваты, потому, что у нас во власти сидели агенты Кремля»... Болтовня все это – «агенты Кремля», как вы выражаетесь, пришли к власти, совершив переворот с участием своих же соотечественников. Китовани и Иоселиани пришли к власти не на штыках российского спецназа, а усилиями наших с вами сограждан – бандитов, интеллигенции и нетерпеливой молодежи, которой казалось, что Звиад невыносимо медленный и авторитарный.

90-годы – это полная ответственность грузинского народа и ничья больше. Интересно, почему это в Эстонии к власти не пришли воры в законе и убийцы? Может, потому что эстонцы их не чтили и не давали им крестить своих детей?

Также обстоит и с исключительно болезненной темой – войной в Абхазии, с которой я, собственно, и начал. Это не была война элит, как многим в Тбилиси хотелось бы представить, и это не было исключительно российско-грузинской войной, в которой абхазы принимали участие в качестве статистов. Это была война абхазского и грузинского народов, и не надо этого стесняться.

Оба наших народа ответственны за все случившееся – каждый по-своему и каждый за свое. Абхазы – коллективно, как социум, виновны в том, что война стала неизбежной: неистребимое желание изгнать грузин характеризовало не только элиту и сотрудников Абхазского института языка и литературы – настоящего рассадника сепаратизма. Оно точно так же долгие годы владело умами самых обычных, простых абхазов, у которых могли быть даже родственники грузины.

Грузины – коллективно как социум виноваты в том, что 14 августа 1992 года ворвались в Абхазию в ситуации, когда откровенной причины для этого не было. Война, как я уже сказал, была неизбежна, но конкретно 13 августа 1992 года там ничего не происходило.

И не надо – «народ не виноват». Абхазскую войну прошли десятки тысяч грузинских добровольцев, их провожали на войну как героев, и почему-то никто против этого не возражал. А нынешнее наше «миролюбие» – про «наших абхазских и осетинских братьев» – тоже лицемерие. Мы тут с вами стали такими добрыми и мирными только потому, что война закончилась «не тем» результатом, и для реванша нет никакой возможности – Россия начеку.

Логика «народ ни при чем» ошибочна, так как занимается математикой, а не этнопсихологией. Сколько население Грузии? – 3, 7 млн. Сколько в общей сложности воевали – ну, скажем, тысяч 40. Математически действительно ничтожно малая часть населения, меньше футбольного стадиона.

Но вот только правило о том, что «революцию совершают 10% активного населения при молчаливой поддержке 90%», оно ведь не только революций касается, но и всего на свете. В противном случае народ никогда вообще ни при чем, поскольку 80% любого народа – это всегда пассивные и ни за что не отвечающие бюргеры.

Любые негативные внутренние явления, любые диктаторские режимы, коррупционеры у власти, экономическое отставание и все остальное – все это на 100% ответственность самого народа.

Диктатура душит? А чьими руками? Уж не ваши ли соотечественники, не ваши ли сыновья и дочери своей пассивностью, жадностью и трусостью укрепляют любой, самый звероподобный режим?

Там, где народ говорит свое слово, любая диктатура бессильна. Выходят возмущенные люди на улицу, а зондеркоманды не стреляют, и все. Диктатор бежит в уже подготовленный вертолет. Зондеркоманда стреляет? Что ж, значит, ваши отцы плохо воспитывают сыновей. В итоге, все равно ответственность за народом.

А как все обожают рассказы о том, что несчастный, бедный, ни в чем неповинный народ страдает от коррупции власти. Прямо прослезиться тянет. Но вот почему-то все эти добрые, честные, ни в чем неповинные люди как только попадают наверх, начинают воровать с новой силой.

Послушайте любого таксиста – он вам скажет все, что надо для возрождения страны. Но, увы, очень часто люди не являются сволочами не потому, что они действительно не являются сволочами, а потому, что у них не было такой возможности.

Как только появляется – тут же в них раскрывается глубоко упрятанный талант казнокрада: именно это и подпирает любую коррупционную власть больше чем оружие, полиция и спецслужбы.

Хватит относиться к народу как к несчастному, неразумному дитяти. И пора уже наконец понять: не спецслужбы, не бюрократы и не олигархи являются хозяевами страны, а он самый – Народ. И любая власть будет хамить ровно столько, сколько ей позволяет хозяин.

Каждый народ достоин не только своего правительства, но и всего остального.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции