Сегодня состоялось заседание кабинета министров Абхазии, обсудившее девять вопросов. Первым пунктом повестки дня был одобрен проект закона «О республиканском бюджете на 2020 год», с докладом по которому выступил и.о. вице-премьера правительства, министр финансов Джансух Нанба.
Он доложил, что проект консолидированного бюджета на следующий год предполагает следующие общие параметры: доходы в 10 миллиардов 257 миллионов рублей и расходы в 10 миллиардов 510 миллионов рублей с дефицитом 253 миллиона рублей. По всем источникам поступлений доля республиканского бюджета составляет 79,1%, местных бюджетов – 20,9%. В структуре совокупных расходов по всем направлениям финансирования доля республиканского бюджета составляет 72,3%, местных бюджетов – 27,7 %.
Для того чтобы покрыть дефицит в бюджете, предполагается взять кредит у Национального банка Республики Абхазия и других кредитных организаций республики в пределах 300 миллионов рублей, а также вернуть бюджетные кредиты, предоставленные юридическим лицам из республиканского бюджета; задействовать иные источники внутреннего финансирования дефицита.
Your browser doesn’t support HTML5
В структуре доходов республиканского бюджета на 2020 год прогнозируется поступление собственных доходов – в сумме 3 миллиарда 368 миллионов рублей, в том числе, налоговых доходов – в сумме 1 миллиард 977 миллионов рублей, неналоговых доходов – 1 миллиард 391 миллион рублей. Безвозмездные поступления прогнозируются на уровне 4 миллиарда 746 миллионов рублей, в том числе, финансовая помощь Российской Федерации в целях социально-экономического развития – 3 миллиарда 246 миллионов рублей, финансовая помощь России в целях бюджетных инвестиций – 1 миллиард 500 миллионов рублей.
По сравнению с 2019 годом уменьшение доходов финансовой помощи составит 83 миллиона 430 тысяч рублей. Рост собственных доходов республиканского бюджета прогнозируется в объеме 87 миллионов 616 тысяч рублей, или 2,7% по сравнению с 2019 годом.
В 2020 году планируется направить денежные средства в объеме 97 000,0 тыс. рублей на погашение части основной суммы внешнего долга по экспортному кредиту, предоставленному Российской Федерацией на восстановление железной дороги. По состоянию на 1 января 2021 года остаток ссудной задолженности по указанному кредиту составит 1 384 121,1 тыс. рублей. На обслуживание внешнего долга в 2020 году планируется направить денежные средства в сумме 37 032,2 тыс. рублей.
Согласно проекту бюджета, здравоохранение в 2020 году выделяется 606 миллионов рублей, что на 27 миллионов рублей меньше, чем в 2019 году.
Ассигнования на культуру и СМИ составят 317 миллионов рублей, на раздел «Физическая культура, спорт и молодежная политика» выделяется 68 миллионов рублей.
На социальную политику в республиканском бюджете предусматриваются расходы в объеме 287 миллионов рублей, что на 28 миллионов рублей меньше 2019 года.
Более 2 миллиардов планируется потратить на общегосударственные вопросы, такие как функционирование законодательной власти (58 миллионов), исполнительной власти (109 миллионов), судебной системы (216 миллионов) финансовых, налоговых и таможенных органов в сумме (329 миллионов), а также пенсии бывшим сотрудникам Минфина, Таможенного комитета и Министерства по налогам и сборам. Из этих же 2 миллиардов на международную деятельность выделено 67 миллионов, 50 миллионов уйдут на обслуживание государственного долга. На статью «обеспечение выборов и референдумов» предполагается выделить 5 миллионов, из которых 4 уйдут на содержание аппарата ЦИК.
В 2020 году предусматриваются расходы в объеме 775,4 тыс. рублей на единовременную выплату политической партии «Амцахара» в соответствии с законом «О политических партиях». Оппозиционная «Амцахара» была единственной партией, выдвигавшей кандидата на прошедших президентских выборах, ей положены выплаты из бюджета.
Резервные фонды получат в общей сложности 400 миллионов рублей: при этом 350 миллионов выделят резервному фонду президента и 50 миллионов фонду правительства. На национальную оборону предполагается выделить 357 миллионов рублей, что соответствует уровню 2019 года. По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» предусматривается финансирование в общей сумме 1 миллиард 438 миллионов рублей, что на 28 миллионов рублей больше 2019 года.
Во время обсуждения проекта бюджета завязалась дискуссия между и. о. председателя Государственного таможенного комитета республики Бесланом Цвинария, Джансухом Нанба и премьер-министром Валерием Бганба. Цвинария сказал, что в соответствии с законом о службе в таможенных органах денежное содержание устанавливается в соответствии с приказом председателя комитета. «Денежное содержание включает в себя две позиции – оклад по должности и оклад по званию. Что касается оклада по должности, он устанавливается и формируется на основании порядка исчисления окладов, утвержденных кабмином. К сожалению, такого порядка нет. Мы пошли по пути того, чтобы исчислять оклад в максимальных пределах заработной платы. Что касается оклада по званию, я обращался в администрацию президента, в Минфин. Ни одного документа, регулирующего исчисления этих окладов, нет, а раз нет, я должен проинформировать, что мною подписан приказ, который вступает в силу с 1 января 2020 года. В нем предусмотрены совершенно другие оклады», – сказал Цвинария.
Он отметил, что при утверждении проекта бюджета этот приказ не учтен. «Тогда либо этот приказ должен быть отменен председателем таможенного комитета, который его подписывал, либо кабинетом министров. А вот так взять и сказать «у нас денег нет, мы не можем заплатить» – неправильно. Это так же, как зарплата, давайте ее тоже перестанем платить».
Валерий Бганба сказал:
«В любом случае, издавая приказ, необходимо было согласовать этот момент с Минфином, исходить из того, какие у нас доходы. Обычно одеяло натягивают, знаете как… Правильно? Так вы могли издать приказ, по которому все наши доходы будут уходить вам за звания. Если сами ведомства начнут себе заработную плату устанавливать, вводить повышающие коэффициенты, мы скоро только на зарплату будем работать. Беслан Константинович, если вы сократите свой штат огромный, разросшийся, то, я думаю, хватит и с вашим приказом тоже.
– Это другие вопросы… Сейчас вопрос стоит о том, что есть приказ, согласно которому мы должны выплачивать должностные оклады. Я приказ отменять не собираюсь. Если вы снимаете меня, назначаете другого, то пускай новый руководитель отменяет приказ. Я посмотрю, как он отменит».
«У нас 1000 рублей в месяц оклад за генеральское звание. Это нормально?» – задал вопрос Цвинария.
Бганба парировал: «Ненормально, когда, извините меня, мы таможенникам платим огромные пенсии, а другим не платим. У нас все ненормально. Все надо приводить в порядок. Вы посмотрите, какие категории какие получают пенсии, в том числе, и нищенские пенсии. У вас-то свои пенсии, правильно?
– Я что ли придумал эти пенсии?
– Да причем «ты придумал», Бесик? Когда речь идет о ненормальностях, надо все ненормальности называть тогда. Беслан Константинович, ну, вам ответил министр финансов. Платим столько, сколько потянет бюджет. Будет возможность – будем платить больше».
Кабмин одобрил также проекты законов РА о бюджетах на 2020 год государственного внебюджетного фонда инвалидов Отечественной войны народа Абхазии, фонда обязательного медицинского страхования, фонда репатриации, фонда социального страхования и охраны труда, дорожного фонда, пенсионного фонда. Во время обсуждения бюджета последнего фонда глава администрации Гальского района Темур Надарая поставил вопрос о том, что пенсионерам района никак не выплатят более 16 миллионов задолженности за 2015 год.
Кабинет министров Абхазии установил закупочные цены на цитрусовые плоды урожая 2019 года (объем экспорта мандаринов в 2019 году прогнозируется в размере 20 тысяч тонн – на 10 тысяч тонн меньше, чем в прошлом). Министр сельского хозяйства Амиран Какалия сказал:
«В соответствии с законом Республики Абхазия о государственном регулировании цен, установить предельно минимальные цены на реализуемые госпредприятиями цитрусовые плоды: 19 рублей 50 копеек за один килограмм мандаринов и апельсинов, 20 рублей за один килограмм лимонов».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия