Сегодня в Цхинвале состоялось учредительное собрание движения «За парламентскую республику», председателем которого стал Роланд Келехсаев – депутат парламента четвертого созыва. По словам Роланда Келехсаева, организация намерена добиваться перехода Южной Осетии от президентской к парламентско-президентской форме правления.
По мнению Роланда Келехсаева, централизация всей полноты государственной власти в руках президента препятствует развитию государственности Южной Осетии, ее гражданского общества. По его мнению, многие проблемы, которые мешают людям жить, можно было бы снять, если бы президент передал часть своих властных полномочий депутатскому корпусу. Говорит Роланд Келехсаев:
«Учитывая десятилетний ценз оседлости для президента, можно сказать, что мы знаем всех возможных претендентов на этот пост. Скажем честно: среди потенциальных претендентов нет гениальных реформаторов и людей большой политической культуры. Зато все без исключения, попав на этот пост, уже через полгода начинают сходить с ума от вседозволенности, а вчерашние сторонники уже упрекают их в произволе, злоупотреблениях и т.п. Все без исключения наши президенты подминали под себя судебную и законодательную ветви власти, превращали правоохранителей в опричников. Поэтому единственный способ бороться с произволом президентов – это ограничить их полномочия, создать систему сдержек и противовесов. Баланс сил всегда немаловажен, но в условиях низкой правовой культуры – он жизненно необходим».
Your browser doesn’t support HTML5
По словам Роланда Келехсаева, добиваться поставленной цели организация будет при помощи агитации. Члены организации будут проводить разъяснительную работу с населением, встречаться с людьми, агитировать через социальные сети, средства массовой информации, участвовать в разного рода публичных мероприятиях – круглых столах и т.п. Ну и, конечно, говорит Роланд Келехсаев, в планах общение с политическими группами и, прежде всего, с депутатами парламента.
По словам Роланда Келехсаева, он выбрал именно эту форму общественной организации, потому что ее необязательно регистрировать в Минюсте – так меньше хлопот. Один из тех, кто поддержал заявленные цели организации, – депутат парламента Южной Осетии первых трех созывов политолог Вячеслав Гобозов.
По его мнению, осетинам более свойственны коллективные формы управления, самоорганизация общества заложена в их традиции. В то же время, как показывает без малого тридцатилетний опыт постсоветской Южной Осетии, вариации на тему единоличной власти ни к чему хорошему не приводят.
На это я спросил Вячеслава Гобозова, почему тогда он не за парламентскую, а за парламентско-президентскую форму правления.
«По опыту других стран парламентская республика эффективна там, где есть сложившаяся партийная система. Поэтому в Южной Осетии переход к парламентской системе может привести к тому, что диктатура одного лица – президента, заменилась бы диктатурой парламентского большинства. Кстати, у нас такой пример уже был в парламенте второго созыва, когда было парламентское большинство во главе с Людвигом Чибировым. В то время и начались тенденции авторитаризма, которые закрепились с введением президентской формы правления. Тогда начали выдавливать несогласных с парламентским большинством политиков, общественных деятелей и так далее.
– Выдавливать из республики?
– Да, я сам тогда на какое-то время вынужден был уехать. Поэтому, учитывая сегодняшний этап как переходный, парламентско-президентская форма правления оптимальна: сильный, но не всемогущий президент уравновешивается сильным, но тоже не всемогущим парламентом. В этой ситуации возникнут предпосылки для формирования более независимой судебной системы. И самое главное: вот эта система правления, которая не дает ни одной из ветвей власти решающего преимущества, будет способствовать тому, что политики Южной Осетии наконец-то начнут понимать значимость договоренностей и конструктивного диалога.
– А как, по-вашему, при парламентско-президентской форме правления будет формироваться правительство?
– Однозначно через парламентские выборы. Иначе о каком парламенте, как серьезном органе, мы здесь говорим?»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия