Была ли стрельба в Кода и где раненые? Заявление КГБ самопровозглашенной республики Южная Осетия об инциденте между грузинскими полицейскими и жителями села Кода в Тбилиси называют очередным примером дезинформации и призывают обратить внимание на антигуманные действия де-факто властей.
Перестрелка, которая якобы имела место между грузинской полицией и жителями грузинского села Кода, находящегося в непосредственной близости к де-факто границе, является дезинформацией. Так отреагировали в Службе госбезопасности Грузии на просьбу прокомментировать распространенное КГБ самопровозглашенной республики Южная Осетия заявление о том, что население села якобы воспрепятствовало попыткам полицейских установить грузинские флаги на высотах вокруг села. Ответ грузинского ведомства был краток:
«Это очередная дезинформация и провокационное заявление, не имеющие ничего общего с действительностью».
Your browser doesn’t support HTML5
По версии же главы пресс-службы югоосетинского комитета Госбезопасности Екатерины Бязровой, столкновение переросло в вооруженное противостояние, в котором полицейские ранили двух жителей села Кода. Само же село было полностью блокировано. Заявление Бязровой приводят российские СМИ:
«По имеющимся данным, причиной конфликта стало недовольство жителей населенного пункта Кода фактом выставления в районе Чорчана-Коби-Кода-Атоци усиленных блокпостов МВД Грузии, общей эскалацией напряженности, а также попытками сотрудников грузинской полиции установить на господствующих над селом высотах грузинские флаги».
В Цхинвали настаивают на том, что местные жители отказались принять навязываемую им интерпретацию последних событий, связанных с кризисом вокруг установки блокпостов у сел Чорчана и Цнелиси:
«Появление в результате инсценированного грузинскими спецслужбами так называемого цнелисского кризиса первых раненых является красноречивым подтверждением того, что тбилисский режим создал реальную угрозу региональной безопасности, безвинными жертвами которой становятся простые граждане Грузии, проживающие на приграничной с Южной Осетией территории. А факт замалчивания официальным Тбилиси причин и последствий инцидента в селе Кода, наличия раненных местных жителей, а также жесткого неприятия населением грузинских сел Чорчана, Коби, Кода и Атоци проводимой грузинским руководством в отношении Южной Осетии политики вооруженных провокаций и силового давления».
При этом Бязрова включила Кода в Хашурский муниципалитет, куда входит Чорчана, в то время как Кода принадлежит Карельскому муниципалитету. На это и на другие несоответствия обращает внимание корреспондент грузинской службы Радио Свобода в Гори Гога Апциаури:
«Последние два дня власти Южной Осетии говорят сначала, что стреляли в сторону их поста, потом, что в селе Кода грузины устроили перестрелку между собой и с полицейскими. Если точнее – Цагвли, Чорчана и Цнелиси – это одно направление, а Кода – вообще другое. Кода находится около села Атоци, и это Карельский муниципалитет. А Чорчана, Цагвли – Хашурский. Даже близко друг к другу эти села не расположены. Поэтому очень странно, когда они говорят сначала о Чорчана, Цагвли и Цнелиси, а потом, на второй день, говорят о Кода».
6 ноября все та же Екатерина Бязрова объявила о том, что 5-го числа некие неустановленные лица открыли автоматическую стрельбу с территории, подконтрольной грузинским властям, в направлении так называемой границы Южной Осетии. В тот раз упоминалось село Коби.
Представительница Цхинвали упрекнула Тбилиси в «продолжающихся попытках реализовывать безответственную политику мелких провокаций, направленных на дестабилизацию обстановки в регионе». Провокациями Бязрова назвала «выявленную югоосетинскими спецслужбами ротацию личного состава МВД Грузии и переброску боевой техники в районе блокпоста неподалеку от сел Чорчана и Цнелиси», который цхинвальские власти считают незаконным.
Инцидент со стрельбой, отметила Бязрова, еще раз наглядно демонстрирует, что незаконный пост МВД Грузии в районе села Цнелиси продолжает оставаться актуальной угрозой безопасности не только для Южной Осетии, но и граждан Грузии как грузинской, так и осетинской национальности, проживающих, как она выразилась, «на приграничной территории сопредельного государства».
Впрочем, как отмечает постоянно находящийся в районе разделительной линии корреспондент грузинской службы Радио Свобода Гога Апциаури, никакого подтверждения ни вчерашней, ни сегодняшней информации найти не удалось:
«Ни один человек из местного населения, ни официальные власти, ни в больницах... потому что там было написано, что есть раненые, а это скрыть невозможно. У «раненых», наверное, есть родственники, и они бы начали об этом говорить. Поэтому заявление, которое сегодня распространили власти Южной Осетии, мы никак не можем уточнить, и, наверное, это все-таки неточная информация».
Примечательно, что пару недель назад в селе Атоци, которое представительница югоосетинского КГБ упомянула в контексте провокаций, якобы устраиваемых грузинскими властями, произошел конфликт между лидером антиоккупационного движения «Сила в единстве» Давидом Кацарава и некими «местными жителями». Последние обвинили Кацарава в том, что он своими действиями провоцирует Москву, а сам во время войны августа 2008 года прятался в России. Драка и перебранка попала в объектив камеры телеканала «Имеди». Позже Кацарава заявил, что имела место провокация и конфликтовавшие с ним не имеют никакого отношения к жителям Атоци. Более того, имеют отношение к грузинским силовым структурам. Так или иначе, доступ членам движения в села у разделительной линии был запрещен.
В Тбилиси истинной провокацией считают действующий с сентября запрет на передвижение между оккупированным Ахалгорским районом и остальной территорией Грузии. После того как по приказу цхинвальских властей местные силовики закрыли пункт пропуска, уже двое жителей района скончались из-за невозможности своевременного оказания медицинской помощи. Реанимобили из Тбилиси в Ахалгорский район не пропускают, а в Цхинвали ехать далеко, да и квалификация врачей в местных больницах, как отмечают сами жители оккупированных территорий, не соответствует необходимому уровню. Последней жертвой закрытия КПП стал 49-летний житель Ахалгори. У мужчины случился сердечный приступ, спасти ему жизнь силами местных врачей не удалось.