Одним из самых первых кадровых решений президента Абхазии Рауля Хаджимба после его второй инаугурации стало освобождение от занимаемой должности 21 октября бывшего главы администрации Сухума Адгура Харазия и назначение в тот же день исполняющим обязанности главы Кана Кварчия. (Кстати, оба они были депутатами предыдущего, пятого, созыва абхазского парламента.) Как уже рассказывало «Эхо Кавказа», слухи о том, что Кан может занять кресло сухумского мэра, ходили по сарафанному радио еще задолго до нынешних президентских выборов, но по той версии предполагалось, что Адгур Харазия предварительно выдвинет свою кандидатуру на пост президента и будет что-то типа рокировки. Харазия в президенты выдвигаться не стал, но кресла, которое занимал пять лет, все же лишился. О том, что не все при этой кадровой замене происходило гладко, свидетельствует хотя бы тот факт, что, когда на следующий день президент представлял коллективу столичной администрации нового градоначальника, прежний, в отличие от общепринятого в таких случаях, отсутствовал.
Кан Кварчия, в свою очередь, начал с замены ряда руководителей городских домоуправлений, причем все эти кадровые решения освещались в республиканских СМИ. И вообще надо сказать, что за минувшие две недели своего пребывания в кресле столичного мэра 45-летний Кан Кварчия весьма активно использовал то, что у нас принято называть пиаром. По этому поводу кое-кто даже выражал сомнения: новый руководитель возглавил муниципальный орган, знакомится, как говорится, с хозяйством, обычная практика, но зачем каждую из этих его поездок со своей свитой из мэрии по микрорайонам города освещать по телеканалам, в других республиканских СМИ? Другие на это возражали: организовал такое освещение – и молодец! Ибо даже еще не добившись кардинальных изменений городской жизни, он уже привлечением общественного внимания к поднимаемым проблемам вызвал одобрение горожан.
Your browser doesn’t support HTML5
И, действительно, вот несколько цитат из комментариев завсегдатаев абхазских интернет-форумов: «С кем ни говорил, все выражают надежду, что Кан будет неплохим городским головой, и это несмотря на разные политические пристрастия собеседников. Плюсом является то, что его, безусловно, поддержат наверху и не смогут отфутболить (тем более, он сын спикера парламента). Начало деятельности многообещающее»; «Кан молодой, волевой и деятельный человек, он занял высокий пост и взял большую ответственность на себя».
Сегодня я побывал на встрече коллектива домоуправления №4 с представителями городской администрации во главе с исполняющим обязанности мэра, которая состоялась в кабинете домоуправа. Кан Кварчия, в частности, сказал:
«Сегодня мы почему начинаем именно с такого маленького заседания здесь? Потому что в домоуправлении сменилось руководство, есть новые люди, прежде всего, Григорян Абик Ашотович (домоуправ). При решении кадровых вопросов мы руководствовались и работоспособностью людей, и тем, что они проживают в данном районе и не понаслышке знают обо всех его проблемах».
В каждом городе мира есть свои проблемы, где-то с большим, где-то с меньшим трудом решаемые. Но у Сухума, как и у других абхазских городов, есть в дополнение к обычным и специфические. К примеру, в свое время, в 90-е годы и начале нулевых, годы военного и послевоенного лихолетья вокруг многих коммунальных домов выросли маленькие огородики, с которых наиболее обездоленные слои населения кормились. Те времена прошли, кое-где заборы вокруг огородиков сами жильцы разобрали, как, к примеру, возле моей пятиэтажки, но во многих местах эти территории с изгородями, заросшие бурьяном и кустарником, остались. Кварчия пообещал помощь жителям со стороны администрации в их сносе и устройстве на их месте цветников и газонов. Еще одна, гораздо более трудноподъемная проблема заключается в сносе военных руин. Все туристы, приезжающие в Абхазию, обращают на них внимание, особенно если они у трассы. Порой меня возмущает их возмущение в СМИ, так как они не понимают, что местные жители годами решали проблемы своего выживания, а не наведения косметического порядка на месте соседних руинированных зданий – как говорится, не до жиру было. Но, конечно, спустя 26 лет после войны пора браться и за эту проблему.
Кан Кварчия в связи с этим сказал:
«Есть и такие сооружения, которые непригодны для жилья. Мы обязательно будем вызывать людей, которым они принадлежат, если кому-то это принадлежит. А если никому не принадлежит, будем людей оповещать, если кто готов своими силами профинансировать разбор и вывоз этих зданий ветхих, которые уже списаны, мы готовы предоставить им такую возможность и оформить на них. Это обязательно».
Еще одна сухумская проблема, решение которой откладывалось годами, – наведение порядка на Центральном городском рынке и вокруг него. Да, попытки были, кое-какие сдвиги тоже происходили. Но каждый раз все это сталкивалось с упорнейшим противодействием торгующих в том хаотичном порядке, точнее беспорядке, который стихийно складывался. В последние годы невозможно было «согнать» продавцов овощами и фруктами, которые «оккупировали» тротуар улицы Гулиа, примыкающий к рынку, во всю его длину. И вот когда я сегодня побывал на рынке, то увидел, что тротуар наконец свободен и по нему можно спокойно ходить. Продавцов же с их товарами успешно разместили внутри рынка на пустовавшей ранее площадке за сигаретными рядами.
Но не обходится и без противодействия новому градоначальнику. Вчера не отправились в рейсы водители Сухумского автотранспортного предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками от Псоу до Ингура. Причиной забастовки стало намерение Кварчия освободить от занимаемой должности директора Сухумского АТП Леонида Шулумба. Водители убеждены, что Шулумба – эффективный руководитель, сумевший наладить работу автотранспортного предприятия, и что нужна веская обоснованная причина для того, чтобы увольнять его. Приехавший к бастующим Кан Кварчия сказал, что окончательного решения по поводу замены директора АТП еще не принято.
«У нас с директором был разговор. Каждый может высказать свое мнение, но меня назначили и. о. мэра, и я собираюсь выстраивать концепцию, надо посмотреть, вписывается он в нее или нет. Мы делаем какие-то шаги. Если все, что делается, будут принимать в штыки, так не получится работать», – сказал Кан Кварчия.
В последние дни, как и следовало ожидать, по поводу его сухумцы часто вспоминают поговорку про новую метлу. Причем в разных вариациях. Ведь, как я уточнил у специалистов русского языка, в старые времена обычно говорилось: «Новая метла чисто метет» – в смысле новое обычно рождает надежды на лучшее. А вот потом прирос к прежнему и другой вариант: «Новая метла по-новому метет, но как обломается, под лавкой валяется». Хочется верить в нашем случае в первое.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия