4 ноября парламент Абхазии в очередной раз перенес на 1 января 2020 года вступление в силу конституционного закона «О судебной власти» в части создания автоматизированной судебно-информационной системы и формирования суда, электронных документов, фиксации судебного заседания с помощью видео- и аудиопротоколирования. Отсрочка была дана на фоне заявления Верховного суда о вынужденной приостановке рассмотрения дел. 5 июля 2019 года президент Рауль Хаджимба уже подписывал закон об аналогичной отсрочке. Ситуацию прокомментировал Джемал Гогия, руководитель аппарата Верховного суда.
Елена Заводская: Джемал, поясните, пожалуйста, какая сегодня ситуация с финансированием автоматизированной судебно-информационной системы?
Джемал Гогия: Что касается финансирования, проект «Автоматизированная судебно-информационная система», которая включает в себя помимо случайного распределения дел аудио- и видеопротоколирование и запись судебных заседаний, обходится бюджету более 40 млн рублей. На сегодняшний день профинансировано 75%. Часть оборудования уже поступила и Верховным судом принята, часть оборудования ожидаем до конца текущего года. Далее, оно будет устанавливаться в соответствии с договором, после чего в тестовом режиме будет изучаться работниками аппаратов судов, и после этого будет запущен весь механизм в соответствии с постановлением парламента. На сегодняшний день – это 1 января 2020 года. К тому времени, если все работы будут проведены, эта система заработает в судебной власти Абхазии.
Your browser doesn’t support HTML5
Е.З.: Чем чреват срыв срока? Почему без этой системы вы не можете работать и заявляете, что приостанавливаете деятельность судов?
Само попадание дела в суд не означает его автоматическое рассмотрение. Его должен рассмотреть судья, а судье дело должна адресовать техника, а техники соответствующей пока нет
Д.Г.: Потому что в законодательстве данная норма, которая откладывается периодически, предусматривает распределение дел, поступающих в суды, с помощью программного обеспечения. То есть не председатель суда, а сама техника распределяет эти дела. Если данная норма будет нарушена, это является основанием для признания судебного акта недействительным и основанием для отмены судебного решения, поэтому распределять дела невозможно без этой системы. Когда дело попадает в суд, если его распределить невозможно, то его и рассмотреть невозможно. Само попадание дела в суд не означает его автоматическое рассмотрение. Его должен рассмотреть судья, а судье дело должна адресовать техника, а техники соответствующей пока нет. Вот почему невозможно проводить судебные заседания. Это в первую очередь, не говоря уже о протоколировании судебных заседаний с помощью аудио- и видеозаписи.
Е.З.: Джемал, скажите, пожалуйста, а для аудио- и видеофиксации у вас есть необходимое оборудование?
Иностранные фирмы должны дать согласие на ввоз оборудования на территорию Абхазии, поэтому время затягивается
Д.Г.: Оно все включено в ту сумму, которую я вам назвал, в эту сумму входит и аудио-, и видеоаппаратура, которая записывает, и специальная техника, которая ведет запись судебных заседаний. На сегодняшний день часть оборудования поступила, но не вся, потому что некоторые вопросы возникают в связи с пересечением грузов на границе, это связано с иностранными производителями. Иностранные фирмы должны дать согласие на ввоз оборудования на территорию Абхазии, поэтому время затягивается. А так договора оплачены, 75%, как я уже сказал, из бюджета поступило в Верховный суд. Верховный суд уже произвел оплату.
Е.З.: Джемал, у вас есть уверенность, что к 1 января 2020 года вы успеете все это сделать, как вы оцениваете перспективы?
Д.Г.: Оцениваю, что невозможно. Потому что установка всего оборудования во всех судах Абхазии, согласно договору, занимает не менее двух месяцев. Это уже говорит о том, что мы не успеваем, и сам товар еще не в полном объеме прибыл к нам по адресу. Поэтому говорить о том, что 1 января эта система заработает, я думаю, нереально.
Е.З.: Вы могли бы пояснить, почему четыре года этот вопрос не двигается с мертвой точки? Почему на протяжении этих лет несколько раз отсрочку принимали. Что происходит, вы понимаете?
Мы консультировались с Верховным судом Российской Федерации и с Мосгорсудом, где уже эта система внедрена, и через них вышли на поставщиков
Д.Г.: Не совсем правильно говорить, что оно не двигается, потому что с 2017 года еще заключались договора. Это же является нововведением не только для Абхазии, оно является нововведением и для Российской Федерации. И там не во всех судах сегодня эта система работает. Поэтому нам необходимо было найти надежного поставщика продукции, которую уже апробировали на территории Российской Федерации. Это тоже заняло немало времени. В этих целях мы консультировались с Верховным судом Российской Федерации и с Мосгорсудом, где уже эта система внедрена. И через них мы вышли на тех поставщиков, которые им поставляли эту продукцию, которые их обеспечили этим программным продуктом. Это заняло немало времени, потом в вопросе финансирования были некоторые задержки, и вот в связи с этим все продлевалось.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия