В Ленингорском районе вводят новые правила для учеников, желающих перевестись из грузинских средних школ в местную. Родители должны дать подписку о том, что их дети по окончании школы не продолжат учебу в Грузии.
В Ленингорском районе не редкость, когда учеников из Церовани переводят в ленингорскую школу, как правило, грузинскую. Гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили называет основные причины, по которым молодые люди переезжают на учебу в Ленингор:
«Когда родители из Церовани находят здесь работу, они переезжают в район вместе с детьми. Еще одна причина: в югоосетинской средней школе срок обучения одиннадцать лет, а в грузинской – двенадцать. Соответственно, перебравшись в Ленингор, можно на год раньше закончить школу и стать студентом. Еще один немаловажный факт: выпускникам здешних школ, если они проучились в них не менее двух лет, правительство Грузии оплачивает обучение в тамошних вузах – четыре года бакалавриата. Поэтому понятно, что желающих учиться у нас хватает».
Your browser doesn’t support HTML5
По словам Тамары Меаракишвили, с тех пор, как район перешел под юрисдикцию Цхинвала, правительство республики никогда не препятствовало этой практике: все ученики здешние, с пропусками, живут в поселке если не с родителями, то с дедушками и бабушками. То есть с точки зрения югоосетинских властей они имеют на это законное право. Сложности появились лишь недавно, в этом учебном году, когда назначили нового начальника района. Он начал вводить новые правила приема учеников:
«Нововведение заключается в том, что от родителей, которые перевели своих детей в этом году, начали требовать расписку на имя начальника районо, в которой они обязуются после окончания школы не отправлять своих детей на учебу в Грузию. В противном случае им не дадут аттестат о среднем образовании.
– Сколько в этом году перевелось учеников из Церовани?
– В этом году перевели пять учеников, из них родители четверых написали расписку. Дедушка пятого отказался, он сказал, что заберет ребенка из школы и увезет отсюда, как только откроется граница. Эти новые требования и форма расписки вызывают тревогу. Где она будет храниться, где и кто ее потом предъявит детям и что им будет за нарушение условий, указанных в расписке? Что это за отношение к родителям, ученикам, к школе? Что это такое?»
Нововведения ввел новый начальник районо Габриель Елоев. Примечательно, что он бывший сотрудник милиции, из органов был уволен за чрезмерно буйный нрав. Это общеизвестная история. Два года назад у него вышла ссора с непосредственным шефом – начальником райотдела милиции Александром Джиоевым, тоже, кстати, не отличающимся сдержанностью. Товарищ Елоев впал в ярость, достал табельное оружие и едва не пристрелил своего шефа прямо в офисе РОВД. Говорят, если бы в ссору не вмешались коллеги, все могло закончиться плохо... В 2017 году решением суда его уволили из органов, а осенью этого года Елоев уже приступил к обязанностям главы районного отдела образования, так сказать – главный по школам.
Как рассказали «Эху Кавказа» цхинвальские чиновники, в Министерстве образования были категорически против этого кадрового решения, но вопрос с назначением решили через президента Бибилова, который уступил просьбам самого влиятельного человека в районе – Спартака Дрияева, главы регионального отделения партии власти «Единая Осетия».
Против практики принудительных расписок выступила и директор грузинской школы Нино Амиранашвили, говорит Тамара Меаракишвили:
«Я уверена, что все эти нововведения – творчество местных руководителей района, и в республике не имеют полную информацию о том, что здесь творится. Из-за этих расписок едва не потеряла работу директор грузинской школы. Она объясняла, что все эти расписки противозаконны, и она не намерена требовать их от родителей учеников. Из-за отказа на нее стали оказывать давление».
Начальство потребовало от нее оставить должность по собственному желанию. Нино Амиранашвили проявила характер: давлению не уступила, писать заявление отказалась, главное – за нее заступились в Министерстве образования. Остается надеяться, что и с причинами гонений против директора школы в ведомстве разберутся.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия