Ждет ли грузинские власти изоляция от западных партнеров? Оппоненты власти считают, что этот процесс станет неминуемым после того, как лидер партии Бидзина Иванишвили и его команда провалили обещанную реформу избирательной системы. 14 ноября в знак протеста 12 депутатов покинули парламентское большинство и должности. В результате вакантными оказались посты двух вице-спикеров, без руководителей остались три комитета: по вопросам евроинтеграции, международных отношений и образования.
«Поверьте, у нас очень много достойных людей в большинстве, которые продолжат дело», – заверил журналистов лидер фракции «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе перед началом консультаций парламентского большинства.
«Мечтателям» в течение недели нужно заполнить парламентские должности. Посты двух вице-спикеров и глав трех комитетов стали вакантными после того, как в знак протеста 14 ноября 12 депутатов покинули парламентское большинство. Последнее, несмотря на обещание, провалило голосование законопроекта о переходе страны от смешанной мажоритарно-пропорциональной системы к пропорциональной.
Your browser doesn’t support HTML5
«Мне трудно будет все это объяснить нашим партнерам», – заявила вице-спикер Тамар Чугошвили перед тем, как отказаться от своих обязанностей. Она и ее коллеги, которые также покинули свои должности, считались ярко выраженным прозападным крылом «Грузинской мечты».
Your browser doesn’t support HTML5
Теперь им ищут замену, чтобы новые назначенцы могли заверить западных партнеров в том, что ничего страшного не произошло.
Депутат Роман Какулия, сегодня был единственным, кто подтвердил информацию о том, что его кандидатура рассматривается на пост главы комитета по вопросам евроинтеграции. Он не стал скрывать того, что его партия, а значит и он сам, стоят перед непростой задачей:
«Пока решение о моем назначении не принято, нужны серьезные консультации. Здесь речь идет не только о том, что нужно сделать в направлении евроинтеграции, – главное, что мы собираемся делать, что мы скажем им (западным партнерам), какая у нас позиция будет по отношению к той части общества, которая сегодня здесь протестует».
Роман Какулия сейчас возглавляет комитет по вопросам экономики. Совсем недавно он тоже подумывал покинуть большинство, когда проголосовал против приостановки депутатского иммунитета члену парламента от «Нацдвижения» Нике Мелия. Последнего обвиняют в попытке штурма здании парламента во время беспорядков, вызванных визитом в Тбилиси российского депутата Сергея Гаврилова. И в эти дни депутат Роман Какулия не раз заявлял, что считает опасным тот факт, что правящая сила не сдержала слово перед обществом, как грузинским, так и международным.
Депутат Какулия чуть ли не единственный, который видит опасность в этих процессах. Другие представители власти этих опасений не разделяют, как и убеждений их оппонентов в том, что все это «Мечте» не сойдет с рук и за этим от международных партнеров последуют санкции или просто изоляция правящей «Грузинской мечты».
Общество все больше настораживают и другие процессы, которые затеяли мажоритарные депутаты, те самые, из-за которых, по официальной версии самой же «Мечты», была провалена обещанная всему миру избирательная реформа. Один из взбунтовавшихся депутатов Дмитрий Хундадзе намерен начать сбор подписей для того, чтобы инициировать совсем другую реформу избирательной системы. Хундадзе уверен: Грузии нужна не пропорциональная избирательная система, а, напротив – исключительно мажоритарная. Если верить тому, что ни другие члены большинства, ни сам Бидзина Иванишвили не смогли убедить мажоритария Хундадзе не голосовать против пропорциональной системы, какая гарантия того, что и на этот раз он не сделает свое?
«У Хундадзе не будет нашей технической поддержки», – заверил лидер фракции «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе. Но сказал это так, что вызвал еще больше сомнений:
«Во многих супердемократических странах действует мажоритарная модель, но на этом фоне я не считаю правильным об этом говорить. Более того, я вообще сторонник пропорциональной избирательной системы. Но это не означает, что «Нацдвижение» и «Европейская Грузия», оппозиционеры должны насмехаться над мажоритарными депутатами. У них свои твердые взгляды на то, как должна развиваться страна, и мы в команде соглашаемся с тем, что дискуссию можно вести на любую тему, хотя у меня абсолютно противоположное мнение по этому вопросу».
Внутрипартийную демократию, которая ставит под вопрос демократию в стране в целом, многие грузинские наблюдатели считают неприемлемой. Среди них и бывший посол Грузии в Великобритании, старший научный сотрудник фонда Рондели Георгий Бадридзе. Он убежден, что Бидзина Иванишвили с первого дня прихода к власти создает большой риск потери западной поддержки. И если в начале «Грузинская мечта» маскировалась, то теперь она показала свое истинное лицо:
«Власть Иванишвили заблокировала кандидатуру посла США в Грузии, это подтверждают и американцы. Тем самым Иванишвили переступил Рубикон, такого не делал даже Советский Союз во время холодной войны. Второе – «Грузинская мечта» постоянно делает противоположное тем рекомендациям, которые дают нам в США и в Евросоюзе. Единственное, почему западные партнеры не делают драматический шаг с точки зрения санкций и изоляции, так это то, что там руководствуются интересами грузинского народа. Эти интересы для них гораздо важнее, чем наказание власти Иванишвили».
Георгий Бадридзе отмечает, что на Западе хорошо понимают, что от их поддержки напрямую связан вопрос безопасности и независимости Грузии. Что же касается будущих назначенцев «Мечты», политолог не уверен, что они справятся с делом, поскольку, по мнению Бадридзе, в «Грузинской мечте» больше не осталось депутатов, искренне приверженных евроатлантическим ценностям.
Разубеждать в этом зарубежных дипломатов уже приходится спикеру парламента Арчилу Талаквадзе. Накануне с ним встречались послы США и Британии в Грузии, днем ранее спикер парламента принимал посла Германии.