Новый директор абхазского Центра стратегических исследований Гиви Габниа сегодня впервые ответил на накопившиеся в последнее время вопросы. Журналистов, прежде всего, интересовала конфликтная ситуация, возникшая после его назначения.
Сегодня новый директор Центра стратегических исследований при президенте РА Гиви Габниа впервые после своего назначения встретился с журналистами:
«Сегодня я бы хотел, чтобы мы поговорили вообще о Центре стратегических исследований как о государственном учреждении, которое создано при президенте. Вот уже порядка десяти дней, как я руковожу этим центром. С первых же дней тяжело говорить что-то, когда ты не был ранее связан с этой деятельностью. Поэтому я решил, что сейчас уже удобное время, чтобы поговорить».
Далее Габниа довольно долго делился своим видением того, как нужно строить работу учреждения, созданного в 2006 году и финансируемого государством, о его целях и задачах, но журналистам не терпелось перейти к вопросам о сложившейся после его назначения конфликтной ситуации, к которой вот уже почти две недели привлечено внимание абхазской общественности.
Your browser doesn’t support HTML5
События развивались так. 12 ноября на общем собрании научных сотрудников ЦСИ замруководителя администрации президента Абхазии Адгур Лушба огласил указы президента от 11 ноября об освобождении Олега Дамениа от исполнения обязанностей директора ЦСИ и назначении на эту должность Гиви Габниа. 19 ноября на сайте ЦСИ появилось заявление ученого совета. В нем выражалось несогласие с политикой президента в отношении Центра и отмечалась невозможность вести научную деятельность в условиях вмешательства представителей власти в его работу. Это вмешательство не дает возможности объективно и в полном объеме изучать социально-экономическое положение республики. «В связи с этим коллектив ЦСИ принял решение об уходе вместе с экс-руководителем Олегом Несторовичем Дамениа», – отмечается в заявлении, которое подписали О. Бгажба, И. Мирцхулава, Х. Шатипа, А. Гулиа, Л. Габлия, Х. Сангулия, А. Цушба, Л. Амичба, И. Ласурия, А. Кишмария.
Подписанты решили не комментировать ситуацию до проведения совместной пресс-конференции 27 ноября. Тем не менее многие в обществе сразу же увязали освобождение Олега Дамениа от обязанностей директора ЦСИ с вероятным недовольством властной команды рядом интервью в СМИ экономиста Хатуны Шатипа, в которых она рассказывала о результатах исследования социально-экономического развития страны последних пяти лет и приводила весьма неутешительные цифры.
В итоге у многих возникло ощущение дежавю: именно так пять лет назад после освобождения от должности директора ГИА «Апсныпресс» Мананы Гургулия вслед за ней ушел по собственному желанию весь журналистский коллектив, создавший после этого частное информагентство «Абхазия-Информ». Напомнивший о той коллизии журналист поинтересовался у Гиви Габниа, кто из сотрудников остался в ЦСИ (ранее в субботнем интервью Абхазскому телевидению он упомянул, что ушло большинство коллектива). Габниа ответил:
«Да, к сожалению, так произошло. Ну, что поделать… Я предлагал остаться всем работать, но решение приняли они. У нас было общее собрание, как раз в этом зале. Ну, в принципе, это право каждого для своей самореализации. У нас еще несколько сотрудников есть. Но с двадцатого числа я занимаюсь приемом на работу, несколько человек уже приняты на работу. Тоже специалисты разных областей. Чтобы говорить более конкретно… Здесь, в Центре, специалисты были в основном экономистами. Чтобы было понятно. Наверное, это и правильно, потому что вся наша жизнь с экономическими вопросами связана. И тут как бы основная нагрузка была на специалистов-экономистов. Думаю, что такую традицию мы сохраним, но все-таки в нашей жизни изменения надо вносить не только в сфере экономики. У нас, сами понимаете, много проблем и в здравоохранении, и в коммунальном хозяйстве, и в социальном обеспечении, особенно пенсионном, и в правоохранительной системе. Поэтому в планах у нас и у меня лично набирать людей разных специальностей. Процесс идет, и я думаю, что в ближайшие десять дней штаты все будут заполнены.
– Можно назвать нескольких людей, кто уже принят?
– И какое штатное расписание у вас?
– Давайте я сначала скажу о штатном расписании. В штатном расписании восемь специалистов и пять работников административно-технического персонала. По специалистам я веду переговоры, консультации, собеседования. Можно я сегодня не скажу о персоналиях? Это, в принципе, не секрет, но зачем сегодня говорить? Когда полный состав будет, я весь состав и объявлю.
– А сколько человек ушло?
– Девять или десять. Там и технический состав, и специалисты. Переговоры ведем, обращаются. Но вы ж понимаете, что у нас тоже требования есть, от руководителя зависит, чтобы не брать любого, а взять того, кто действительно будет заниматься исследованиями. Вот один у меня принят на работу, я не называю фамилии. Он еще и работал здесь ранее, исследованиями занимается. Есть и такие, которым я отказываю, потому что вижу… Я говорю: если вы не будете заниматься исследованиями, то я за вас работать не буду».
Отвечая на вопросы журналистов о том, почему, на его взгляд, президент решил сменить руководителя Центра и как быть, если выводы исследователей идут не в актив власти, Гиви Габниа напомнил, что результаты этих исследований представляются, прежде всего, учредителю, для внутреннего пользования, и уже он решает, целесообразна ли их публикация:
«Центр получает от госорганов информацию, которая может и не быть для общего доступа. Это первое. Второе – если даже выводы какие-то сделаны, это тоже может быть не для общего обозрения. Есть определенные правила. Я не хочу… Я не знаю предысторию ситуации, просто предполагаю, что, может быть, здесь какой-то механизм был все-таки или не учтен, или нарушен».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия