25 и 26 ноября в Сухуме прошел V Международный фестиваль «Стоянка человека», посвященный выдающемуся писателю Фазилю Искандеру. В рамках фестиваля открылась выставка документальных фотографий, прошел показ фильма о жизни и творчестве писателя. В память о нем в сквере на набережной были посажены эвкалипты.
Фестиваль «Стоянка человека» получил свое название по одноименному сборнику рассказов известного писателя Фазиля Искандера. Они посвящены Абхазии, где прошло его детство, и с которой крепко-накрепко связано почти все его творчество.
В Сухуме на улице 4-го Марта и сегодня стоит дом, в котором он родился в 1929 году. Здесь прошли детство и юность Искандера, здесь он жил до 1962 года, а потом уехал в Москву. А ныне в этом доме живут родственники писателя. Фестиваль «Стоянка человека» был учрежден еще при жизни Фазиля Искандера, и он успел принять в нем участие. К сожалению, в 2016 году писатель ушел из жизни и теперь фестиваль проходит без него, но при участии преданных почитателей его творчества.
Кураторами мероприятия являются директор Фонда Фазиля Искандера Шазина Агрба и художник Алексей Шервашидзе.
Your browser doesn’t support HTML5
Нынешний, пятый, фестиваль «Стоянка человека» был задуман и реализован организаторами как документальный. В Абхазском государственном университете прошла конференция, посвященная творчеству Фазиля Искандера; в Центральном выставочном зале открылась выставка фотографий; в Русском театре драмы имени Фазиля Искандера был организован просмотр фильма, снятого абхазским режиссером Ибрагимом Чкадуа. А сегодня в сквере на набережной Махаджиров собрались преданные читатели и в память об Искандере посадили эвкалипты. Днем в сухумском Доме юношества прошел конкурс детских рисунков, посвященный творчеству писателя.
После просмотра фильма Шазина Агрба пригласила зрителей к неформальному общению. Она пояснила, что документальная направленность пятого фестиваля связана с тем, что в нынешнем году у Фазиля Искандера юбилей, ему исполнилось бы 90 лет. Выставка документальных фотографий называется «Фазиль и его окрестности», и она перекликается с названием последнего его прозаического сборника «Человек и его окрестности».
Выставка уникальна тем, что многие фотографии никогда ранее не публиковались, рассказала Шазина Агрба:
«Много его друзей, писателей-шестидесятников, они все как бы формировали друг друга, но главный герой, конечно, сам автор. На этой же выставке есть уникальная коллекция цветных фотографий, потому что это – его золотая свадьба. Свадьбы-то у Фазиля и Тони не было никогда, они всегда жили очень скромно. Единственная широко отпразднованная свадьба была их золотая свадьба, которую отмечали в музее имени Пушкина в Москве. Сегодня мы увидели также документальный фильм – это заключительная часть трилогии Ибрагима Чкадуа. Конечно, надо смотреть всю трилогию, она дает более цельный документальный его портрет. Завтра мы сажаем саженцы эвкалиптовых деревьев. Тоже по Фазилю: если бы в его рассказе «Начало» сажали кипарисы, то мы бы тоже кипарисы сажали, а мы сажаем эвкалипты, потому что у него так…»
Художник и куратор фестиваля Алексей Шервашидзе выразил удовлетворение тем, как проходит фестиваль в Абхазии:
«За эти пять лет он фактически обрастает новыми молодыми участниками. То, что мы хотели получить от этого фестиваля, мы в общем-то получаем. В первую очередь это, чтобы как можно больше молодежи и людей читали Фазиля Абдуловича Искандера. Потому что мое и Шазины твердое убеждение, что, чем больше мы читаем Фазиля Искандера, тем лучше мы становимся. Более того, это – такая терапия, когда ты не знаешь ответов на вопросы, то открываешь Фазиля «Сандро из Чегема», или рассказы о Чике, или же какие-то его последние рассказы, и в общем-то ты находишь ответы на свои вопросы».
Ибрагим Чкадуа, режиссер-постановщик документальной трилогии о Фазиле Искандере, рассказал, что первый фильм был снят им в 2003 году при жизни героя, и на его премьере Фазиль Искандер присутствовал. Ибрагим взял такой сложный и интересный аспект жизни и творчества Фазиля Абдуловича, как взаимоотношения с родиной, первая часть фильма так и называлась: «Родина и поэт». Второй вышел в 2014 году к 85-летнему юбилею писателя, он называется «Сюжет существования», и третий фильм «Фазиль и его окрестности» был снят уже после смерти писателя.
Для режиссера Искандер – очень важный писатель, мир которого ему хорошо знаком: «Фазиля я открыл с детства и читал его всю жизнь. Когда я делал фильм, я подходил к нему как исследователь. Вообще, Искандер очень сильно на меня повлиял, сформировал меня, потому что у меня, как у каждого, наверное, человека есть несколько писателей любимых, для меня он в том же ряду, что и Альберт Камю, может быть. Фазиль – это источник глубоких философских жизнестроительных знаний, и этот источник у тебя под ногами, поэтому, чтобы черпать из него, не надо далеко протягивать руку, очень легко черпать и пить всю жизнь, потому что он очищает, он лечит, и это признак большой, великой литературы, к которой мы себя причисляем».
Литературным агентом Фазиля Искандера на протяжении многих лет был Руслан (Пуся) Джопуа, большая часть его жизни прошла рядом с писателем. Уход из жизни Фазиля Искандера он воспринимает как огромную личную потерю. По мнению Руслана Джопуа, значение фестиваля трудно переоценить в нынешнем мире: «Наступает эпоха нечитающих людей, процент читающих литературу становится очень маленьким, и поэтому важно, чтобы мы делали какие-то усилия для того, чтобы его читали. Иметь такой кладезь, как Фазиль, и не читать его… Очень важно, что этот фестиваль проходит. Я понимаю, что он в очень стесненных условиях и в финансовых, в том числе, но сам факт, что мы поддерживаем его имя, мне кажется очень важным. Вот, сегодня, когда в университете был разговор, я подумал, что, когда я был с Искандером, каждый год к нему десять-пятнадцать человек с Запада приезжали, которые докторские диссертации по Искандеру писали. От Абхазии, по-моему, только Елена Кобахия писала. Можно было бы в АБНИИ целый отдел создать, чтобы люди сидели и изучали его творчество. Это – жемчужина мировой литературы, почему бы не изучать его? А у нас этого нет.
Е.З.: То есть тебе кажется, что он здесь недооценен?
Р.Д.: Конечно…»
А сегодня на набережной Махаджиров сажали эвкалипты, школьники и студенты филологического факультета Абхазского госуниверситета читали стихи и отрывки из прозы мастера.
Анна Чичба, студентка I курса филологического факультета АГУ прочитала отрывок из рассказа Фазиля Искандера «Начало», из которого стало понятно, почему кураторы фестиваля решили высадить именно эвкалипты:
«Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном приморском пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. Как это ни странно, в самом деле превратили.
Мы засадили пустырь эвкалиптовыми саженцами передовым для того времени методом гнездовой посадки. Правда, когда саженцев оставалось мало, а на пустыре было еще достаточно свободного места, мы стали сажать по одному саженцу в ямку, таким образом, давая возможность новому, прогрессивному методу и старому проявить себя в свободном соревновании.
Через несколько лет на пустыре выросла прекрасная эвкалиптовая роща, и уже никак невозможно было различить, где гнездовые посадки, а где одиночные. Тогда говорили, что одиночные саженцы в непосредственной близости от гнездовых, завидуя им Хорошей Завистью, подтягиваются и растут не отставая.
Так или иначе, сейчас, приезжая в родной город, я иногда в жару отдыхаю под нашими, теперь огромными, деревьями и чувствую себя Взволнованным Патриархом».
Саженцы посадили и полили водой из реки Беслетки. Остается дождаться, когда они станут огромными деревьями, чтобы новые гении могли ощутить себя в их тени патриархами.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия