Грузинская политика не обходится без фасоли – лобио. Многие помнят крылатую фразу криминального авторитета, одного из организаторов военного переворота в Грузии Джабы Иоселиани: «Демократия – это вам не лобио кушать». И вот лобио снова обрело «политический» смысл: накануне активисты не дали его доесть президенту Саломе Зурабишвили. Покинуть салобие – так называется ресторан, где подают традиционные блюда из фасоли, – ей с трудом удалось с помощью полицейских.
«К сожалению, нечего комментировать», – сказала, садясь в автомобиль, президент Саломе Зурабишвили поджидавшему ее у ворот журналисту «Рустави 2». Главе государства накануне не дали спокойно посидеть в салобие активисты движения «Измени». Молодые люди объединились в это движение после того, как 14 ноября парламент провалил обещанную реформу избирательной системы. Их раздосадовал тот факт, что в то время, как на проспекте Руставели уже несколько дней протестуют против действий правящей силы, «Грузинской мечты», президент страны там же рядом решила вечером отведать традиционное блюдо – фасоль, приготовленную в глиняном горшке.
«Раба, раба», – скандировали активисты у входа в ресторан, добиваясь встречи с президентом, имея в виду ее зависимость от Бидзины Иванишвили.
Your browser doesn’t support HTML5
Президенту удалось покинуть заведение благодаря прочному кордону полицейских. По всей вероятности, Зурабишвили больше никогда не заглянет вечером в салобие «Биа». После инцидента выяснилось, что его владелец Георгий Иосава не симпатизирует главе государства.
«Стоило выехать мне из города, как в моем салобие появилась бука Саломе. Солидарность протестующим!» – написал владелец на своей странице в соцсети Facebook. Видимо, побоявшись бойкота активистов, он и приобщил к посту хештег грузинской пословицы, которая гласит, что каждый гость послан Богом.
Your browser doesn’t support HTML5
Свою позицию как президента Саломе Зурабишвили высказала еще 15 ноября, на второй день после провала реформы. В длинном заявлении она рассказывает, что у всех избирательных систем есть свои минусы и плюсы, что в трудных расчетах обычно большая часть общественности не разбирается, что народ интересует справедливость и прозрачность выборов. В ее заявлении есть упрек к оппозиции, президент не видит повода, чтобы так дестабилизировать ситуацию. Она призывает все стороны к диалогу, уверена, что для выхода из ситуации есть ресурс.
«В то же время, – отмечает Саломе Зурабишвили в своем заявлении, – очень печально, что такую громкую инициативу, которая отражала рекомендации международного сообщества и была оценена в позитивном ключе, не смогли или не захотели довести до конца. Это вызывает негативные оценки нашей страны в то время, когда мы во всех направлениях нуждаемся в поддержке. Такая поддержка необходима исходя из сложившейся ситуации у оккупационной линии, тем более на фоне задержания нашего доктора Гаприндашвили», – написала 15 ноября Саломе Зурабишвили.
Видимо, этот упрек ей в правящей «Грузинской мечте» не простили. Исполнительный секретарь, бывший спикер парламента Ираклий Кобахидзе инцидент с салобие прокомментировал так: «Если кто и есть в салобие, так это оппозиция. В кризисе и салобие находятся они, и хорошо, что поняли, куда должны были пойти».
Про салобие говорил и депутат «Мечты» Нукри Кантария, когда утром, после разгона митингующих входил в здание парламента: «Очень неловкая ситуация, но это парламент, законодательный орган. Это не салобие, где то приготовят лобио, то нет».
«Ну, хотите скажу «хачапурная», – отмахнулся депутат Кантария от вопроса журналиста, не связано ли упоминание салобие с инцидентом с президентом Зурабишвили.
Конституция обязывает ее быть более активной в политике, говорит конституционалист, ассоциированный профессор Университета Ильи Константине Чокорая. Указывая на тот факт, что послы Евросоюза, другие представители международных организаций в эти дни активно ведут переговоры с правящей силой и оппозицией, он задается вопросом:
«Что в это время делает президент? В чем состоит ее роль? Она надпартийное лицо, все ее функции по Конституции – политические. Она ведь не только президент «Грузинской мечты», она президент всех. Тем более что правящая сила с ней ладит. Но она не выступает посредником, потому что все понимают – ее избрала одна партия. И все ее поступки за этот год служили интересам правящей силы, или же она отклонялась от всего. За этот год она ни одним поступком не показала, что хотела стать реальным президентом этой страны».
Потому и звучали сегодня в стане оппозиции заявления о том, что у Грузии нет президента и не стоит реагировать на то, что она во время акции протеста посещает салобие.
«Кто такая Саломе Зурабишвили, пусть пойдет лобио поест», – с иронией заявил один из лидеров оппозиционного объединения «Сила в единстве» Георгий Вашадзе, узнав о том, что президент сегодня выступила с инициативой о новых правилах помилования осужденных.
История с салобие многим напомнила крылатую фразу лидера военизированной организации «Мхедриони» и одного из организаторов военного переворота в Грузии Джабы Иоселиани: «Демократия – это вам не лобио кушать». Перевести слова Иоселиани можно двояко – в Грузии и никчемного человека могут назвать «лобио». В феврале 1992 года, после свержения первого президента Звиада Гамсахурдия, Джаба Иоселиани, объявляя комендантский час, грозился, что расстреляют всех провокаторов:
«Демократии нужна твердость, если демократия не сильна – это уже анархия, если кто-то думает, что демократия – это «лобиооба», это не так, и мы покажем, что такое демократия».
Посещение президентом салобие раззадорило пользователей грузинских соцсетей. Многие стали вспоминать, что великие правители Грузии – Давид Строитель и царица Тамар – лобио не ели, потому что в Грузии фасоль стали культивировать с XVI века. И что фасоль в эти дни с учетом инфляции стоит очень дорого, килограмм – от пяти до десяти лари.