В исследовании грузинского отделения Transparency International говорится, что в 2010-2018 годах с офшорных территорий в Грузию поступило до 5 миллиардов долларов в виде прямых иностранных инвестиций, что составляет около 40% от общего объема инвестиций за этот период. По утверждению авторов исследования, в первой половине 2019 года большая часть офшорных инвестиций связана с именем лидера «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили.
В бизнес-реестре Грузии зарегистрировано около 3000 компаний, каждая из которых владеет или частично владеет офшорной компанией. Например, около 1000 компаний зарегистрировано в офшорах Великобритании, около 250 компаний – на Виргинских островах, 280 – на Кипре, 74 – в Панаме, 63 – на Сейшельских островах, 80 – на Американском Самоа и т.д.
По словам экономического аналитика НПО Бесо Намчавадзе, само по себе владение имуществом в офшорах не является преступлением – незаконны действия, направленные на использование офшоров для отмывания денег, добытых незаконным путем, и сокрытие доходов от налогообложения.
Your browser doesn’t support HTML5
«Согласно позиции властей Грузии, инвестиции настолько важны, что происхождение денег не имеет значения, К примеру, 13 сентября министр финансов Иване Мачавариани прямо признал, что на протяжении новейшей истории Грузии около двух третей зарубежных инвестиций по своей природе местного происхождения. Они выведены из Грузии и возвратились обратно из офшоров. Но это проблема, поскольку часто за офшорной схемой может стоять бывший или нынешний политик, либо имеющий юридически ограниченную деловую активность, либо нуждающийся в офшорной анонимности для прикрытия коррупционных схем».
Примечательно, что имя основателя и бессменного лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили не раз упоминалось в связях с офшорами. Еще свеж в памяти доклад Международной организации журналистов-расследователей организованной преступности и коррупции (OCCRP) по делу «Панамского досье», в котором, помимо Иванишвили, в списке фигурируют многие бывшие и действующие политики Грузии.
Инвестировал с офшорных счетов Иванишвили и в текущем году. По данным Transparency International, Фонд развития туризма, который реализует несколько проектов в Грузии и владеет 100% акций зарегистрированной в Панаме компании Frankston International, тесно связан с Бидзиной Иванишвили. Cогласно данным государственного реестра, Фонд развития туризма и Cartu Bank зарегистрированы на одном и том же юридическом адресе. Кроме того, Frankston International является владельцем 100% акций Фонда соинвестирования, находящегося в собственности Иванишвили.
Одним из основных последствий панамского скандала, по словам Бесо Намчавадзе, стала практика развивающихся стран по внедрению высоких стандартов раскрытия информации для офшорных компаний, что является одной из рекомендаций антикоррупционной сети Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Грузия также является членом Антикоррупционной сети, поэтому эта рекомендация относится и к ней.
«В Грузии должен быть внедрен определенный пакет правил для офшорных компаний. Грузия должна соблюдать рекомендации Антикоррупционной сети и требовать раскрытия информации для офшорных фирм, по крайней мере, в тех случаях, когда они или их дочерние компании участвуют в государственных закупках, проектах Партнерского фонда или других государственных программах. Существуют серьезные риски, что чиновники, участвующие в схемах элитной коррупции, выводят средства через офшоры, далее под видом инвестиций скупая серьезные активы в Грузии. Анонимное владение офшорными компаниями является фактором, стимулирующим проявления «элитной коррупции»», – подытожил эксперт.
Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили и министр юстиции Тея Цулукиани являлись участниками лондонского антикоррупционного саммита в мае 2016 года. Тогда шесть государств (Афганистан, Франция, Кения, Нидерланды, Нигерия и Великобритания) обязались вести реестр реальных бенефициаров офшорных компаний. Еще шесть стран – Грузия, Австралия, Индонезия, Ирландия, Новая Зеландия, Норвегия заявили, что рассмотрят вопрос о создании такого реестра. Несмотря на это, реальных шагов со стороны Грузии предпринято так и не было, говорится в отчете авторитетной международной организации.