Тбилиси получил ключи от Страсбурга

Трамвай с грузинским алфавитом на улицах Страсбурга

Впервые Грузия возглавила международную организацию. С ноября 2019-го по май 2020 года страна будет председателем Совета Европы. Тбилиси намерен активно воспользоваться этим почетным правом, особенно в вопросах российской политики на территориях самопровозглашенных республик Абхазия и Южная Осетия. При этом представители правящей силы «Грузинская мечта» не акцентируют внимание на политическом кризисе в стране, а оппоненты власти и местные наблюдатели указывают на подпорченный имидж Тбилиси на международной арене.

Вот сейчас в Страсбурге идет запуск трамвая с грузинским алфавитом, в сопровождении радостных смайликов на странице Facebook сообщило Министерство иностранных дел Грузии. Вот министр Давид Залкалиани разрезает в честь этого красную ленту.

И так в течение целого дня для грузинских СМИ Министерство публиковало фотографии и видео с проходящих в Страсбурге мероприятий, приуроченных к вступлению Грузии на должность председателя комитета министров Совета Европы. Здесь и поднятие флага Грузии на центральной площади Страсбурга в присутствии генсека СЕ Марии Пейчинович Бурич, и передача символических ключей от Франции, от которой Грузия принимает председательство. А министр Давид Залкалиани отдельно для грузинских журналистов рассказывал о тех четырех приоритетах, которые страна определила для работы за полгода председательства:

«Это права человека и защита окружающей среды, гражданское вовлечение в принятие решений, ориентированная на несовершеннолетних система правосудия и усиление демократии с вовлечением образования, культуры и дел молодежи».

Конечно же, отметил министр Залкалиани, эту должность Тбилиси активно будет использовать для разрешения вопроса освобождения из цхинвальской тюрьмы доктора Важи Гаприндашвили, а также для обсуждения политики Москвы по отношению к отколовшимся от Грузии регионам – Абхазии и Южной Осетии. Символичным кажется в Тбилиси и тот факт, что эта должность досталась Грузии в юбилейный год, спустя 20 лет после того, как она стала членом Совета Европы. 27 апреля 1999 года Совет Европы единогласно принял Грузию в организацию, тогда же спикер парламента Зураб Жвания произнес известные слова: «Я – грузин, а значит, я – европеец».

Но радость омрачают посылы из Европы. Еще в апреле, несмотря на юбилейные мероприятия, в адрес правительства «Грузинской мечты» была слышна критика из-за похищения в 2017-м в Тбилиси и передачи Баку азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы, замечания у Совета Европы и по поводу нерасследованного дела о незаконном выводе из тюрьмы бывшего премьер-министра Вано Мерабишвили. В июне 2016 года ЕСПЧ уже вынес решение по делу Мерабишвили, установив, что в отношении него была нарушена 18-я статья Европейской конвенции по правам человека.

Your browser doesn’t support HTML5

Второй день стояния на Руставели

Есть и другие замечания, и этот неприятный для властей перечень пополнился новыми событиями, вызывающими вопросы у западных партнеров, такими как жесткие разгоны митингов в июне, «гавриловская ночь» и провал правящей «Грузинской мечтой» реформы избирательной системы, за чем последовал долгосрочный протест оппозиции.

О том, что Грузия станет в 2019 году председателем Совета Европы, было известно уже давно: эта должность странам-членам организации передается по алфавиту, рассказывает бывший посол Грузии в СЕ (2005-2010 гг.), депутат от «Европейской Грузии» Зураб Чиаберашвили. Он лично приложил немало усилий к тому, чтобы в повестке дня комитета министров СЕ постоянным значился вопрос российско-грузинской войны, что дает возможность представителю Грузии в постоянном режиме говорить об этом в этом органе:

«Конечно, когда страна становится председателем, это дает дополнительную возможность ставить более активно вопрос о наших оккупированных территориях. Но здесь одно – поставить вопрос, а второе – как другие страны поддержат Грузию в противостоянии с Россией. В таком случае Грузия должна быть примерной страной в том, что является фундаментом для Совета Европы, – это права человека, демократия, верховенство закона. И когда страна с таким подпорченным в этом направлении имиджем принимает председательство, у заявлений Грузии, как председателя, будет меньше цены и силы в таком важном вопросе, как действия России на оккупированных территориях».

По прогнозам Зураба Чиаберашвили, с учетом нежелания властей идти на диалог с оппозицией и выполнить обещание провести реформу избирательной системы, правительство «Грузинской мечты» за шесть месяцев председательства в Страсбурге не успеет восстановить свой имидж.

«Наверное, достойнее мы встретим следующее председательство в Совете Европы», – отмечает Зураб Чиаберашвили. А это наступит только через 24 года.

За шесть месяцев председательства Грузии заседания комитета министров в основном будут проходить на уровне постоянных представителей членов Совета Европы в Страсбурге. Грузию там представляет Ираклий Гивиашвили. Заседание комитета министров по истечению полномочий председательства страны обычно бывает самым представительным. Для Грузии это приходится на май 2020 года. Есть информация, что тогда министры соберутся в Тбилиси. И сразу же возник вопрос: может ли среди гостей быть и министр РФ Сергей Лавров. Эта интрига, по всей вероятности, долго будет будоражить грузинское общество, с учетом того, что совсем недавно встреча министров двух государств, не имеющих дипотношения после августовской войны 2008 года, состоялась на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Об этой встрече сам министр Залкалиани заговорил лишь после того, как его российский коллега сообщил, что она состоялась по инициативе грузинской стороны.