У хорошего российского писателя Анатолия Алексина есть сказочная повесть «В стране вечных каникул». Главный герой, мальчик Петя, попав на новогоднее представление и выиграв какой-то приз, на вопрос ведущего о том, что он желает получить в будущем году, отвечает, что хочет, чтобы новогодние праздники продолжались бы для него круглый год. Ведущий взмахом руки исполняет его желание, и потом для Пети начинаются ежедневные праздники. Все происходит только для него одного, так как остальные дети подобного желания не высказывали и продолжали честно посещать школу. Герою в конце концов надоест обыденность ежедневного празднества, и он свое желание берет обратно.
Пытливый читатель сразу поймет, к чему я клоню. А непытливому объясню: видимо, много лет тому назад группа наших остро-национальных бездельников тоже на каком-то сборище встретила волшебника и возжелала, чтобы у нас в стране уличные беспорядки длились вечно. Волшебник попался податливый, он взмахнул своей палочкой и, дыша на окружающих парами сладенького Кипиани, молвил: да будет так!
И было так. И есть так. И будет так.
Как я уже сказал, в сказочной повести однокашники мальчика Пети не были задействованы в ежедневном продолжении банкета. А у нас все страна вольно или невольно участвует в этих посиделках. Нет, не посиделках, а, скорее, «постоялках», так как на митингах приходится в основном стоять, редко – сидеть, а иногда и (чур меня!) – лежать. Проходя по проспекту Руставели и в редкие часы не видя там никаких сходок (такое тоже бывает), наш горожанин уже начинает ощущать чувство пустоты и недосказанности. Без митингов и манифестаций проспект выглядит осиротевшим и неполным. Вот что сделал безымянный волшебник – он нас сглазил. И где его теперь искать и просить, чтобы взял свое заклятие обратно?
Каждый день, просыпаясь, я льщу себя отчаянной надеждой, что сегодня наконец все закончится и страна встанет на должные рельсы порядка и покоя. Ан нет! Опять двадцать пять. Опять крик и ор, ругань и мат-перемат. И конца этому не видно. И «вот опять, как в последний раз», приходит на ум мне теория заговора, что в первую очередь эти митинги полезны правительству. Народ, измученный нарзаном, думает только о том, чтобы вся эта бодяга наконец закончилась. Больше ничем другим голова не занята: экономика, здравоохранение, образование, геология, консерватория – все это по боку. Никто об этом не говорит, только про стачки и душераздирающие выступления оппозиции. Вспоминаются мне темные времена 90-х, когда свет давали на шесть часов в день. Мы говорили, думали, переживали только за электричество, больше нас ничего не касалось и не интересовало. Умный был старый лис Эдик, что говорил: «да не будет света». А когда наконец свет появился в 24-часовом режиме, то мы заговорили про другое, захотели пожрать от пуза и все остальное. Такие дела.
99% дебатов и диспутов крутятся вокруг нескончаемых постоялок на проспекте Руставели. Раньше мы как-то умудрялись сочетать общественную жизнь с культурной, между митингами и заговорами ходили на концерты, в театры, в зоосад. Теперь ничего подобного. Международный театральный фестиваль «Гифт» («Подарок») так прошел мимо меня, знатного театрала, что я даже не почувствовал его присутствие. А раньше я не пропускал ни одного спектакля. Хотя какие могут быть театры, когда в сердце Тбилиси творится такая мистерия-буфф!
Честное слово, очень надоело говорить на эту тему, но не получается окончательно переключиться на что-нибудь белое, пушистое и воздушное.
И вот теперь про идею, которая возникла в моей смутной голове. Для этого я снова нырну в литературные дебри. У писателя Николая Носова есть книги про шебутного Незнайку. В детстве я очень любил эту трилогию, особенно ее третью часть – «Незнайка на Луне». В ней в сатирических полутонах описывается капиталистическое общество, которое существует на Луне, куда попадают Незнайка и его прожорливый друг Пончик. В одном эпизоде писатель довольно задорно рассказывает про лунную биржу, где т.н. горлодерики торгуют акциями. И чтобы они своими криками не утомляли остальных граждан, «городские власти погрузили всех крикунов на огромную баржу и вывезли их на середину давилонского озера. Там эта баржа была навечно поставлена на якоря. Крикуны получили возможность кричать хоть до потери сознания, теперь это никому не мешало. Каждое утро они приезжали на баржу на лодках, а впоследствии между баржей и берегом даже начал курсировать небольшой пароход. Все, таким образом, совершилось к общему удовольствию» (цитата из книги «Незнайка на Луне»).
Я думаю, вы все поняли мою идею, которую я, с вашего величайшего согласия, хочу предложить нашему правительству. Главное – найти подходящее озеро, а еще лучше – кратер потухшего вулкана. Я бы рискнул предложить действующий вулкан, но, боюсь, неправительственные организации меня растянут на дыбе, чего я пока не очень хочу.
А что, было бы здорово: мы просыпаемся, шагаем на работу, созидаем, зарабатываем, тратим, кутим, пьем тосты за народное просвещение и красоту, которая спасает мир, а где-то в середине озера Коцит стоит на якоре баржа, на которой митингуют и протестуют и выплескивают из себя весь свой генетический негатив, накопленный веками.
Эх, хорошо.
P.S. Но нет, я все таки рискну толкнуть пару слов и про возвышенное.
Посмотрел я наконец фильм Тарантино «Однажды в... Голливуде». Так вот – полный восторг. Старина Квентин снова смог меня обдурить в хорошем, конечно, смысле слове. Вот что интересно: когда человек искусства меня дурит, то это вызывает во мне восторг и уважение. А вот когда то же самое делает политик, то послевкусие остается сантехнически-безрадостное.
Квентин Тарантино – мастер альтернативных версий. Не буду спойлерить, но если кто не смотрел картину – бегите, смотрите. Хотя предварительно все-таки ознакомьтесь с делом Чарли Мэнсона, освежите, так сказать, детали в памяти, и смотреть будет намного комфортней.
Жаль, что я не в кинотеатре смотрел, но у нас перестали показывать заграничные фильмы с русской озвучкой. А по-грузински озвученные фильмы я не смотрю. Несмотря на то что грузинский язык мой родной, любимый и прекрасный, предпочитаю фильмы смотреть в русской озвучке. Ну, не научились еще наши грамотно озвучивать картины. Стараются, но пока у них это не выходит. Во всем остальном мы уже впереди планеты всей, вот только с переводами пока «швах». Самым оптимальным вариантом было бы смотреть все в оригинале, но бог не дал мне способности к иностранным языкам. Учил-учил я английский, а кроме как «Хэнде хох» и «Бона сера, сеньорина, бона сера» так ничего и не выучил. Вот и смотрю все в русской озвучке. Надо отметить, что у россиян, при всей их несовершенной политической системе и неувядающих империалистических амбициях, школа перевода всегда отличалась качеством.
Посмотрел я Тарантино в домашних условиях (спасибо пиратским сайтам, что наконец выпустили кино в хорошем качестве) и снова говорю – отлично.
А в остальном все по-старому – тоска и безнадега. И что день грядущий нам готовит? Да все то же самое – тоску и безнадегу.
Так что сваливать надо. Надоело жить в стране вечных кривляний. Очень надоело.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции