С каждым днем все меньше понимаю логику событий, которые происходят в нашей стране. Все смешалось – власть и оппозиция, преступность и политика. Есть ощущение, что чиновники и преступники образовали некий единый организм, который начал жить по каким-то своим законам, непонятным законопослушному гражданину.
Сегодня в первой половине дня президент подписал указ об отставке министра внутренних дел Гарри Аршба и направил в парламент представление об освобождении от должности генерального прокурора Зураба Ачба. На совещании с представителями силовых органов был заслушан отчет о расследовании преступлений, совершенных в ноябре нынешнего года. И президент Рауль Хаджимба объяснил силовикам свое решение об освобождении министра и прокурора тем, что руководители этих ведомств не справились с поставленными перед ними задачами. К слову сказать – это тот редкий случай, когда глава государства назвал хоть какие-то причины отставки чиновников.
Речь идет о событиях 22 ноября. Напомню, что в этот день в самом многолюдном месте сухумской набережной на веранде ресторана «Сан-Ремо» четверо неизвестных в масках расстреляли из автоматического оружия «воров в законе» Астамура Шамба и Алхаса Авидзба, тяжелые ранения в голову получила официантка ресторана Доменика Акиртава, которая находится в коме.
Your browser doesn’t support HTML5
Пока президент сообщал силовикам об отставке министра и генпрокурора, на сухумской площади собрались представители фамилий Шамба и Авидзба в количестве до 100-150 человек, которые требовали отставки уже отставленного министра внутренних дел Гарри Аршба и выезда его из страны.
Это собрание вызвало у меня определенное недоумение по нескольким причинам. Зачем надо требовать отставки министра, когда информация о его увольнении стала доступна еще в воскресенье (об этом даже в соцсетях писали)? Получилось странно: словно кому-то надо было поставить «галочку» и отчитаться о проведении митинга, и не важно, что смысла в нем уже не было. Во-вторых, в моей голове никак не совмещаются такие понятия, как «воры в законе» и правопорядок. И как можно требовать законности, «размахивая» пистолетом?
Среди митингующих в понедельник в разгар рабочего дня мужчин я узнала только бывшего министра иностранных дел Сергея Шамба и Ахру Авидзба. Все остальные молодые мужчины были мне незнакомы, некоторые из них почему-то очень не хотели попасть в объектив фотоаппарата.
Уроженец Краснодарского края Ахра Авидзба известен в Абхазии тем, что воевал в ДНР, дважды неудачно баллотировался в депутаты парламента и конфликтом с бывшим министром внутренних дел генералом Асланом Кобахия. На этом эпизоде я остановлюсь отдельно, потому что есть у меня ощущение, что этот человек имеет какие-то виды на МВД. В апреле 2017 года тогда еще министр Аслан Кобахия заявил о реорганизации в подведомственной ему структуре. Им были ликвидированы два управления – по собственной безопасности и воспитательной работе – и на их базе создано Управление внутреннего контроля и расследования. Результатом стала демонстративная отставка сотрудников бывшего отдела внутренней безопасности – они написали заявления. Среди отставников оказался двоюродный брат Ахры Авидзба – Игорь Базильский, который возглавлял Управление по собственной безопасности.
Я не поленилась и нашла в архиве цитату Ахры Авидзба, обращенную к министру Кобахия: «Он – мой брат! Вы мне скажите, в чем он виноват, я сам с ним разберусь и его накажу и накажу при вас. Не как обычно говорят: «я накажу», не на стороне, а накажу прилюдно».
А вот цитата из сегодняшнего выступления того же Ахры Авидзба, который требует от имени собравшихся, чтобы министр внутренних дел, теперь уже Аршба, не просто был освобожден от должности, но и покинул Абхазию. «Он чересчур прирос к своему креслу и забыл, что все-таки надо работать. Он начал сотрудников, которые выходят на какие-то результаты, отстранять от дел. Сегодня главный следователь Абхазии не входит в комиссию по расследованию убийства 22 ноября», – говорит Ахра Авидзба.
Авидзба не называет имен, и мне приходится выяснять, кто же отстранен от дел министром Аршба? Выясняется, что расследованием данного дела занимается не МВД, а прокуратура города Сухума. Но ни МВД, ни в сухумской прокуратуре мне не смогли назвать «главного следователя Абхазии», который отстранен от дел министром.
Уж не знаю, можно ли после этого верить тому, что говорит Авидзба журналистам. Но обойти вниманием жесткое обвинение, прозвучавшее из его уст, я не могу. Он утверждает, что (теперь уже бывший министр) Гарри Аршба причастен к событиям 22 ноября. И если сам оратор и те, кто находится рядом с ним, знают об этом, то у меня возникает вопрос: почему вместо того, чтобы требовать привлечения Гарри Аршба к уголовной ответственности, они настаивают на его выдворении из страны?
«Министр внутренних дел причастен к этим убийствам, и мы требуем его отставки. Мы ему даем возможность покинуть без кровопролития это государство», – говорит Авидзба, многозначительно поправляя пистолет на поясе.
С площади Свободы собравшиеся направились к зданию парламента и заявили, что будут стоять до тех пор, пока в парламент не придет прокурор и решение об отставке прокурора не будет принято парламентом. Пока стояли перед парламентом, президент успел назначить нового министра ВД, пока и.о. Им стал заместитель министра, генерал-майор милиции Леван Кварацхелия. Устроит ли это назначение митингующих, непонятно.
Нелогичность событий сегодняшнего дня – требование об отставке отставленного министра, ожидание прокурора у стен парламента, заявление Аслана Бжания, щедро сдобренное восклицательными знаками и смесью абхазского и русского, и многое другое оставили ощущение, что идет планомерное нагнетание обстановки.
Все эти догадки к вечеру подтвердила вдруг ожившая на фоне происходящих событий партия «Амцахара». В ее заявлении все предельно просто и лаконично – «Хаджимба должен уйти в отставку». Новый политический год, очевидно, не дождался календарного.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции