«Опять кассовые аппараты внедрять будут»

Сегодня на площадке Ассоциации работников СМИ РА состоялась пресс- конференция группы сотрудников Министерства по налогам и сборам Абхазии на тему «Внедрение онлайн-ККМ (контрольно-кассовых машин) в Республике Абхазия».

Примечательно, что, когда объявление об этом появилось несколько дней назад в абхазском сегменте «Фейсбука» в группе «Журналисты», один из коллег отреагировал комментарием: «Опять кассовые аппараты внедрять будут. В который уже раз…» Не знаю, в который, но многим памятно, как еще в далеком 2002 году ныне покойный Геннадий Гагулия вскоре после назначения его во второй раз премьер-министром страны попытался ввести в ней ККМ и какой встретил отпор со стороны владельцев торговых объектов. Распространенной отговоркой их, помню, было: откуда нам еще деньги взять на кассовые аппараты, когда еле-еле концы с концами сводим? Как бы то ни было, но с названным нововведением тогда ничего не получилось, как и с попыткой убрать с дорог бензовозы-заправки; абхазское общество в силу разных причин оказалось еще не готово к этим шагам по упорядочению социально-экономической жизни.

Your browser doesn’t support HTML5

«Опять кассовые аппараты внедрять будут»

Передвижные бензозаправки через несколько лет с городских улиц удалось-таки убрать, а вот ККМ… В ходе пресс-конференции выяснилось, что сегодня очень редкие объекты в Абхазии оснащены ими, а то, что мы, обыватели, принимаем за них во многих крупных магазинах, это просто аппараты, печатающие чеки за покупку. ККМ-онлайн же – это система, обеспечивающая моментальное поступление информации в госорганы и выводящая перемещение денежных средств из возможной «тени». Пресс-секретарь министерства Георгий Габуния рассказал о том, что в нем разрабатывают сейчас проект соответствующего постановления кабмина Проект постановления фактически готов к принятию. Он вывешен на сайте Министерства по налогам и сборам и открыт для обсуждения. В министерстве решили также провести интернет-опрос, обратившись к представителям бизнеса с просьбой вносить свои замечания и предложения, но пока нет никакой реакции (так уж устроен человек, что эти замечания вполне могут посыпаться уже после принятия постановления). Он продолжил:

«Проект предусматривает внедрение в Республике Абхазия контрольно-кассовой техники. Прежде всего, основная цель – это учет денежных оборотов. То есть это один из важнейших шагов в достижении прозрачности в вопросах налогообложения».

Начальник правового отдела министерства Батал Царгуш остановился на подробностях:

«На сегодняшний момент тоже существует постановление кабинета министров об обязательном применении контрольно-кассовых машин. Оно было принято еще в 2002 году. Но надо учитывать, в какое время это постановление было принято, какие были технические возможности в тех годах, 2000-х. То есть то постановление не совсем соответствует духу нашего времени, нынешним реалиям. Ну и тактика работы, которая была заложена в том постановлении, показала, можно сказать, что она немного не оправдала себя. Время все-таки идет вперед. Учитывая опыт стран СНГ, можно сказать, что практически везде введены ККМ-онлайн. В чем, собственно, разница между ними и теми ККН, которые были прежде? Дело в том, что в старых ККМ был такой принцип, что вся информация о расчетах хранилась в самой кассовой машине, в ее фискальной памяти. То есть она могла поддаваться корректировке, эти данные не систематизировались налоговыми органами. Чтобы эти данные получить, надо было прийти на объект, потребовать какой-то отчет, распечатать его на бумаге. Это все было, таким образом, не в электронном виде. Со временем, естественно, данная модель работы устарела, и во всех странах СНГ перешли на КММ онлайн».

По его словам, основная цель внедрения ККМ-онлайн – сокращение неучтенного наличного оборота, упрощение администрирования налоговых платежей и самое главное – защита прав потребителей. Для внедрения ККМ в Абхазии, а также систематического технического обслуживания машин принято решение об учреждении государственного учреждения при Министерстве по налогам и сборам – первоначально из семи человек, а потом и больше, из 10-12. Оно же будет заниматься приобретением, завозом ККМ. (Предприниматель может и сам завезти аппарат, если найдет технику требуемого образца, здесь ее освидетельствуют и установят.) Их на первом этапе потребуется 500. Всего же, по оценкам, только в Сухуме около тысячи объектов, на которых необходима установка кассовых машин. Он пояснил:

«Предусмотрено, что это государственное учреждение за счет бюджетных средств будет осуществлять техническое обслуживание кассовых машин. Помимо этого, государственное учреждение будет осуществлять реализацию этих кассовых машин в размере 50 процентов себестоимости их поставки».

Другую половину стоимости кассовых машин – а это от 6 до 15 тысяч рублей – будет оплачивать объект предпринимательства. Отвечая на вопрос, в каких объектах ККМ не будет устанавливаться (скажем, что если это продуктовый магазинчик с одним продавцом), Царгуш ответил:

«У нас есть такой налоговый режим, как патентная система налогообложения. Она зависит не от фактических объемов экономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности, а от каких-то физических показателей, например, от площади. В основном это субъекты мелкого бизнеса. Соответственно, применять ККМ-онлайн к таким плательщикам необязательно».

В ответах на вопросы журналистов принимал участие и начальник отдела информационных технологий министерства Темур Кубрава.

На вопрос о том, возможно ли сейчас сопротивление части предпринимателей нововведению, налоговики ответили: те все декларируют, что ведут честный бизнес, в таком случае подобное сопротивление будет выглядеть очень подозрительным. Поскольку годовой бюджет создаваемого после будущего принятия постановления кабмина госучреждения составит 20 миллионов рублей, журналисты поинтересовались, окупится ли его деятельность поступлением в казну дополнительных налоговых выплат. На это был получен ответ, что говорить сейчас о конкретных цифрах трудно, но вводить ККМ-онлайн в стране однозначно надо.

Проблема с установкой ККМ состояла также в том, что за отсутствие контрольно-кассовой техники не было адекватной меры наказания – штраф составлял всего 1800 рублей. После того как были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, штраф составил 12 000 рублей для физических и 25 000 рублей для юридических лиц.

После окончания пресс-конференции я подошел к Георгию Габуния, и мы не без улыбки поговорили о том, каково ему пришлось после того, как этим летом на всем постсоветском пространстве «прославился» скандальный грузинский тележурналист с такими же фамилией и именем, который обрушился с грязными оскорблениями на Владимира Путина. Чего только ни писали, в частности, абхазскому Георгию Габуния на его страничку в «Фейсбуке»!

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия