Два громких криминальных происшествия последних дней в Абхазии, в сообщениях о которых фигурировали армянские фамилии, в очередной раз вызвали к жизни интернет-полемику, актуализировав болезненную для любого общества тему межнациональных отношений в стране.
В воскресенье 24 ноября, примерно в 17.30, в Сухуме в районе Лечкопского кладбища неустановленной группой лиц было совершено похищение гражданина Абхазии Григоряна Армена Ашотовича, 1976 года рождения. Ранее это похищение обсуждалось среди прочих преступлений в ходе совещания по криминогенной обстановке в Абхазии, которое прошло в парламенте республики в среду 27 ноября, но там (по крайней мере, в отрытой для СМИ части встречи) не называлось, кто был похищен. Впрочем, по сарафанному радио все равно распространилась информация о нем, в том числе, что он владелец местного отделения фирмы «Данон», и похитители требовали от семьи 17 миллионов рублей, а потом снизили «ставку» до 15 миллионов. Потом имя похищенного прозвучало и в СМИ. Вчера пресс-служба МВД Абхазии распространила сообщение, что Министерство внутренних дел совместно с СГБ республики освободило похищенного Армена Григоряна в воскресенье 1 декабря. Похищенный был найден в рамках оперативно-розыскных мероприятий в одном из сел Гудаутского района. По подозрению в совершении похищения задержаны несколько человек. А по сообщению газеты «Чегемская правда», которая сейчас выходит в электронной версии, один из подозреваемых – бывший… кандидат а президенты РА Артур Анкваб.
Your browser doesn’t support HTML5
27 ноября прокуратура Гагрского района возбудила уголовное дело по статьям «Покушение на умышленное убийство» и «Незаконное хранение, ношение, перевозка огнестрельного оружия» по факту ранения жителя Гагры Георгия Степаняна, сообщил через день после произошедшего сайт Генпрокуратуры Абхазии. «Согласно оперативной информации, в совершении покушения на убийство Степаняна подозревается житель города Гагры Барциц Джамал Ширинович, 1959 года рождения», – говорится в сообщении. Ранее в пресс-службе МВД рассказали, что накануне днем житель Гагры, 1975 года рождения, был госпитализирован после ссоры, закончившейся стрельбой. Пострадавший был доставлен в больницу города Гагры, там ему оказали помощь, после чего по решению родственников мужчину перевезли в больницу Сочи. Согласно показаниям врачей, Степанян получил ранения в область грудной клетки и поясничного отдела, кисти правой руки и левого предплечья. В результате проведенного осмотра места происшествия следователем изъяты четыре стреляные гильзы от пистолета неустановленного образца и образцы крови, в Гагрской больнице также изъяты три пули, находившиеся в теле потерпевшего. Даны указания оперативным службам об установлении местонахождения и задержания Джамала Барцица.
Разумеется, было бы странно, если бы недруги Абхазии не воспользовались этой информацией с явным удовольствием и под соответствующим углом зрения. Одно из тбилисских интернет-изданий разместило публикацию под насколько хлестким, настолько и провокационным заголовком «В Абхазии началась охота на армян?» В Абхазии, мол, в течение недели абхазы похитили и ранили двух граждан армянской национальности.
Один из абхазских интернет-форумчан, наверняка не читавший названную публикацию в грузинском СМИ, тем не менее так ответил единомышленникам ее автора: «Криминал на нацию не смотрит. Или абхазов, представителей других национальностей не похищали и не убивали?» Действительно, если говорить о похищениях для выкупа, то тут на память приходят преступления последних лет, где в качестве жертв фигурировали как раз абхазы…
В случае же с ранением гагрца Степаняна дело выглядит сложнее. И все потому, что подозреваемый в совершении преступления 60-летний Джамал Барциц «прославился» летом позапрошлого года своими армянофобскими высказываниями, впервые, надо подчеркнуть, прозвучавшими в республике публично. Об этом рассказывало и «Эхо Кавказа».
Вообще, должен поделиться такими наблюдением и убеждением. Бытовой национализм встречается в любом полиэтнческом обществе, и, как правило, возникновение его в сознании индивидуума прямо пропорционально его интеллектуальной ограниченности и нравственной неразвитости. Такие люди всегда и везде склонны объяснять свои личные проблемы присутствием в обществе этноса, который ему не нравится (вспомним историю всемирного антисемитизма). Что касается Абхазии, то тут надо, прежде всего, четко отделить грузино-абхазские национальные противоречия, исторические споры и политические баталии, приведшие в конце прошлого века к войне 1992-1993 годов, и случающиеся порой проявления бытового национализма в абхазо-армянских отношениях в независимой Абхазии. Коренное отличие в том, что в абхазо-армянских отношениях нет никаких политических противоречий, армяне-амшенцы прекрасно помнят историю своего появления в Абхазии после исхода из Османской империи и никогда не претендовали здесь на роль титульной нации, не пытались оспаривать право на это абхазов и верховодить в государстве. Порой бытовой национализм проявлялся в разбрасывании рукописных анонимных листовок антиармянского содержания, как случилось ночью у сухумской армянской школы лет пятнадцать назад, но характерно, что никто не осмеливался брать ответственность за это на себя, отдавая себе отчет, что это будет категорически осуждено государством и обществом и их призовут к ответу.
Но вот в июле 2017 года на собрании в Гагре ветеранов Отечественной войны народа Абхазии один из ветеранов и инвалидов этой войны Джамал Барциц заявил, что бойцы армянского батальона, выходцы из Армении, принимавшие участие в войне, сражались вовсе не за независимость Абхазии, а чтобы «нагреть руки». Его также возмущало, что Армения не признает независимость Абхазии. Тогдашний глава администрации Гагрского района не дал ему договорить, отобрав микрофон. Может, это выступление и не вызвало бы такого общественного резонанса, если бы не некий анонимный пользователь, выложивший его текст в соцсеть.
После этого группа ветеранов Отечественной войны народа Абхазии (Кобахия Э. К., Джопуа Т. Ш., Бжания А. Ю. Конджария Т. Т., Джарсалия Л. А., Авидзба В. З., Барцыц М. М., Ашуба Н.Д.) решительно осудили данное мнение в своем публичном заявлении: «То, что написал наш боевой друг Джамал Барциц, мы можем рассматривать лишь как результат его полной некомпетентности в освещаемых вопросах, а также не самого благополучного общего эмоционального состояния, которым почти все мы страдаем из-за перенесенных ранений и травм. Однако мы не можем ни понять, ни оправдать того факта, что подобную информацию распространяют здоровые люди, не пережившие ни потери друзей на поле боя, ни ранений, ни контузий, да еще в виде информационной бомбы».
Осудил его президент Рауль Хаджимба в заявлении своей пресс-службы: «Прозвучавшие в Гагре на одном из собраний ветеранов высказывания «были основаны на одном из самых худших явлений нашей цивилизации – национализме. Это та беда, которая, став государственной идеологией в некоторых странах, приводила их к краху, обрекая народы на страдания».
Между тем «заинтересованные» зарубежные СМИ и их авторы уже вовсю тогда совершенно предсказуемым образом раскручивали «сенсацию». Так, известное тбилисское армянофобское интернет-издание «Кавказ плюс» преподнесло все под заголовком «Абхазы-инвалиды войны начали понимать, как жестоко их обманули армяне, – но поздно». А известный любитель лить грязь на Абхазию и абхазов Андрей Николаев (у нас убеждены, что это псевдоним) в публикации на «Росбалте» «Армяне стали в Абхазии тоже лишними» сделал вывод: «И вот по истечении более 25 лет армяне попали в Абхазии в опалу» (?)
Знакомясь сегодня с публикациями в Рунете того времени на данную тему, я встретил переписку двух блогеров и рассуждения одного из них, судя по всему, жителя Гагры: «В Абхазии примерно 60 тыс. армян. Действуют 23 армянские школы. Не 23 школы с изучением армянского языка, а полноценные школы, работающие по учебным программам Министерства образования Армении. Это нонсенс. В России 2 млн. армян, и нет ни одной такой школы, есть только школы с т.н. национальным компонентом. Сегодня армянские школы такого типа есть только в Армении, Абхазии и Ливане. Но! В отличие от Абхазии в Ливане армяне живут в национальных кварталах. В Абхазии ежегодно проводится фестиваль армянской культуры. Действует армянский храм. Землю в шикарном месте на горке с видом на море выделила мэрия Гагры. Дети получают возможность без экзаменов поступать в любой на выбор вуз Армении. Про Джамала Барцица никто хорошо в Гагре не говорит. Скандалист. Жадный. Абхазы в шоке от того текста, который он собирался зачитать. Особенно любопытен фрагмент о том, что армян ненавидят во всем мире… Я читал его доклад от начала и до конца. Ну, то есть это не абхаз писал явно. Это другие люди писали. Он инструмент».
Не знаю. Но если это действительно «инструмент», то он получился отличным. В прошлом году распространилась информация, что Джамал Барциц избил пожилого соседа-армянина.
В ходе президентской избирательной кампании нынешнего года в Абхазии я писал на «Эхе Кавказа» об эпизоде, когда некие интернет-провокаторы, выходя якобы со страницы в «Фейсбуке» армянина, проживающего в Краснодарском крае, пытались разжечь армяно-абхазскую перепалку. Они были разоблачены, но имена их так и остались неизвестны.
И вот роковое, иначе не скажешь, совпадение по времени двух преступлений, совершенных в Сухуме и Гагре. И подобно зажженной спичке в комментарии на популярном абхазском сайте была вброшена реплика пользователя, подписавшегося женским именем (привожу без редактирования текста): «В этом году видимо абхазы решили покошмарить армян. В сухуме похитили, в гаграх расстреляли. Армянский народ мирный, но если огорчаться они все придут и из Сочи и из Еревана. Еще и друзей приведут из соседних республик. И сразу у нас такой «фестиваль» начнется что нам всем грустно станет». Завсегдатаи сайта «подкинулись» не на шутку, эмоции захлестывали: «Она, наверное, родственница, если не участница того зверского избиения и ограбления 80-летней старухи. Или родственница и подельница тех трех подряд несунов наркотиков. Ни один из форумчан не связал эти с преступлениями по национальной почве, кроме этой …».
Речь в последнем комментарии шла, в частности, о криминальном происшествии, которое также имело место в прошлом месяце. А именно: «В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий 19 ноября задержаны подозреваемые в совершении разбойного нападения, совершенного ночью того же дня в с. Пшап Гулрыпшского района, сообщает пресс-служба МВД Абхазии. Сотрудниками Управления уголовного розыска МВД Абхазии совместно с ОУР и МОБ ОВД по Гулрыпшскому району в г. Сухуме по подозрению в совершении данного преступления задержаны и водворены в ИВС МВД трое жительниц с. Пшап Гулрыпшского района – Кешешян Ангелина Володиевна, 2003 г.р., Торосян Карина Григоровна, 1994 г.р., и Джансузян Эдуарда Артуровна, 1999 г.р. Преступление имело место в 2 часа ночи 19 ноября текущего года, когда неустановленные на тот момент лица ворвались в дом потерпевшей 1938 г.р., проживающей по ул. Победы в с. Пшап Гулрыпшского района. Нападавшие нанесли пожилой женщине множественные удары в область головы стеклянным графином и деревянным колом, после чего завладели денежными средствами в размере 30 000 руб. и с места преступления скрылись. Потерпевшая была доставлена в военный госпиталь Министерства обороны».
И далее: «В семье, как говорится, не без урода. Это я про подстрекателей и разжигателей межнациональной розни».
Впрочем, и преступник, какой бы он ни был «масти», тоже моральный урод. Как и «мыслитель», трактующий любые события вопреки здравому смыслу и элементарным нравственным понятиям сообразно своим политическим целям.
Вот каким любопытнейшим образом прокомментировало уже цитировавшееся здесь интернет-издание «Кавказ плюс» последнюю историю с находящимся в бегах Джамалом Барцицем в публикации под заголовком «В Абхазии началась охота на армян? Или армяне сводят счеты с абхазами?» (текст привожу без редактирования):
«По-видимому, его было решено спустя некоторое время спровоцировать на конфликт или драку с представителями армянской общины, чтобы потом как сказать «засудить и показательно сгноить в тюрьме». Опять таки, «чтобы другим было не повадно». И как видно из вышеприведенной хроники, такой случай представился. Вышеупомянутый «потерпевший» Степанян явно спровоцировал инвалида Джамала Барцица на драку. Но старый вояка оказался хорошим бойцом и провокатор получил достаточно тяжелые ранения, на которые не рассчитывал. Тем не менее, можно сказать, что судьба Джамала Барцица решена. Этот человек обречен. Инвалида посмевшего выступить против армянского засилья в Абхазии могут убить при задержании или могут арестовать, а потом и убить уже в СИЗО или в тюрьме. Могут унизить, заставить «слезно каяться» перед армянами, а затем все равно сгноят в тюрьме. Вариантов много… Но все они для абхаза очень печальны».
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции