В 2018 году впервые в истории Государственного русского театра драмы была создана Детская студия. В ноябре этого года она выпустила первый спектакль – «Муха-Цокотуха», который прошел на сцене четыре раза и каждый с аншлагом.
Решение открыть детскую студию родилось у директора Русдрама Ираклия Хинтба, который объявил о ней в июне 2018 года, уже в январе 2019 года прошел первый кастинг. На него пришли пятьдесят ребят, отобрали семнадцать. Пару месяцев спустя начались занятия. А в октябре и ноябре студия показала юной абхазской публике «Муху-Цокотуху», первый спектакль, сыгранный детьми.
О «Мухе-Цокотухе» и о том, как работала Детская театральная студия, рассказал ее руководитель Джамбул Жордания: «Это наш студийный спектакль, выпускной, это – их общая большая работа, итог всех наших занятий за восемь месяцев. Мы в марте начали заниматься с детьми. Первый показ был в октябре, и вот в течение месяца мы трижды показали «Муху-Цокотуху». Это был заключительный показ, такой подарок студии от всего театра, потому что мы не думали, что в течение восьми месяцев можно будет до такого уровня детей поднять. У нас трижды в неделю по два часа были занятия, и они все лето здесь находились, были очень плотные занятия, у нас было пять педагогов, и мы могли детям максимально уделить время. Это был очень хороший опыт на самом деле и для педагогов, и для детей тем более».
Your browser doesn’t support HTML5
Режиссер остановил свое внимание на «Мухе-Цокотухе», потому что в этой сказке много действующих лиц и много разных характеров, а сама история чрезвычайно узнаваема.
Оказалось, что самым трудным в работе педагогов было преодолеть фрагментарность мышления и рассеянность ребят. Джамбул Жордания, который много лет вел театральную студию в Сухумском Доме юношества, пояснил: «С нынешними детьми было очень сложно работать. Я лично ощутил рассеянность. Это – такая тенденция, я по школам езжу и вижу, что очень сложно удержать внимание детей, давая им информацию. И, если не будет каких-то приемов с гаджетами, просто словом и действием их очень сложно удержать. Какая-то тенденция к короткому фразеологическому диалогу, то есть сейчас люди смски по слову пишут и отсылают. Я не могу так, я должен всю мысль написать, и это будет большое длинное предложение, я должен объяснить, что хочу сказать, как в письме. Так сейчас не пишут ни взрослые, ни дети!»
Каждый педагог искал и находил свои приемы для преодоления трудностей. На вопрос о том, зачем студия нужна театру, Джамбул Жордания отвечает: «Она вообще нужна не то что театру, она городу нужна, она нужна стране. И желательно, чтобы эта студия была не одна. Это необходимо, это – одна из граней и возможностей детям реализоваться. Ну, не только же спортом или не только музыкой или другими какими-то прикладными вещами можно заниматься, почему бы и не театром? Тем более что у нас есть, кому преподавать. Почему бы не поделиться опытом? Почему бы не растить детей? Когда у нас в Доме юношества появилась первая студия в Абхазии, у нас из первого набора, который закончили 12 человек, четыре человека пошли в актерскую работу!»
О том, как проходили занятия в студии, рассказывают сами студийцы – Валерия Ладария и Саид Хватыш.
Валерия Ладария сыграла роль Бабочки в «Мухе-Цокотухе», которая запомнилась и полюбилась зрителям: «Для меня все было интересно, потому что я этим очень хочу заниматься и дальше. Все, что мы делали, это было для меня чем-то новым в том, что я уже умею делать. Я училась тому, как надо правильно говорить, что надо договаривать последние буквы слов, надо подавать голос, чтобы зрители все поняли; как надо правильно петь и дышать, и что главное для актера. Я получила удовольствие, играя на этой сцене с моими любимыми друзьями и подругами, которые стояли рядом со мной и поддерживали все это время. Я играла роль Бабочки, которая каталась на роликах, получала удовольствие, и в какой-то мере ее можно назвать «сиафанткой», но мне это очень нравилось».
Саид Хватыш с детства разыгрывал дома разные сценки, возможность заниматься в студии значила для него много: «Когда я попал, сердце в груди сжалось. Это было неожиданно, это было очень приятно. У нас было семь лучших педагогов! Такого, когда ты прямо не хочешь на репетицию ходить, нет, такого никогда не было, потому что мы всегда ждали чего-то нового, что нам расскажут. И вот, действительно, получили огромнейшее удовольствие. Я играл Комарика – проблему, которая всем мешала. Все ждали, чтобы я ушел прочь, но я со всеми хотел подружиться, а потом выясняется, что я побеждаю самого главного злодея. Этого героя я не понимаю. Почему? Я сейчас объясню: он вроде трусливый, но спасает же; он добрый и чуть-чуть выпендрежный, когда он был с фонариком. Меня все зауважали, потому что я спас весь мир от паука».
После спектакля зрители с трудом сдерживали эмоции, Мария Циминтия из г. Очамчыры, ученица 4-го класса, поделилась впечатлением: «Мне понравился момент, когда приходил Паук, то все разбегались и боялись его. Но больше всех понравилась мне Бабочка: она красивая, веселая, она танцевала и была там самая важная. А Муха-Цокотуха была вредная сначала, но потом стала добрее к Комарику, потому что он ее спас. Мне нравится, шикарно, там все актеры были либо подростками, либо совсем маленькими».
Детская студия Русского театра драмы продолжает работу и готовится к новому набору. Ребята, получившие знания об азах театрального искусства, остаются у театра «на заметке». При необходимости, когда в спектаклях нужны будут юные актеры, их будут привлекать. Трое студийцев уже играют в больших спектаклях: Давид Закарая – роль сына в «Хаджи-Мурате», а Аманда Чепия и Валерия Ладария – роли помощниц Ясновидящей в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия