Юбилейный саммит НАТО в Лондоне прорывов на пути интеграции Грузии в альянс не принес. Тбилиси напомнил членам Североатлантического альянса об обещании, данном в Бухаресте в 2008 году. Бывшей советской республике посоветовали продолжить реформы и набраться терпения.
Грузия уже действует как член НАТО, несмотря на то, что прекрасно осознает – политического решения о вступлении в альянс пока нет. Выступление министра иностранных дел Давида Залкалиани на полях юбилейного саммита в Лондоне, посвященного 70-летию НАТО, содержало довольно четкий посыл: Тбилиси помнит об обещаниях, данных членами Североатлантического альянса в Бухаресте в 2008 году, и призывает их также помнить об этом.
«Мы осознаем сегодняшнее положение. Однако мы эффективно осуществляем все практические инструменты, которые ведут к членству. Грузия уже действует как член альянса. Мы осознаем сегодняшнюю ситуацию, что пока нет политического решения, мы делаем все, чтобы страна была готова к тому моменту, когда настанет время для вступления в альянс. Вклад Грузии, конечно, требует встречных шагов со стороны НАТО. Всегда помните Грузию».
Your browser doesn’t support HTML5
Выступление главы грузинского МИДа было встречено овациями. Впрочем, чего-то более конкретного, чем аплодисменты, за выступлением Залкалиани не последовало. Тбилиси лишь вновь посоветовали не опускать руки.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг проговорил традиционную мантру о том, что никто не забыт и ничто не забыто: «На саммите в Бухаресте в 2008 году НАТО решило, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Я присутствовал на этом саммите лично. Обещание, которое было дано в Бухаресте, остается в силе. В то же время мы не можем определить точное время. Мы сфокусированы на том, чтобы помочь Грузии и Украине, чтобы они продвинулись на пути евроатлантической интеграции».
В том, что касается «открытых дверей», точными датами в альянсе оперировать не любят. Министр обороны Эстонии Юри Луйк также весьма туманно выразил надежду, что Грузия и Украина пройдут в ту же дверь, в которую ранее прошла его страна и другие балтийские республики:
«Очень важно, чтобы между НАТО и Грузией было очень тесное сотрудничество, и это так и происходит. Грузия является особым партнером альянса, это признают страны-члены НАТО. Совместная работа должна продолжиться, чтобы однажды мы могли приветствовать Грузию в качестве члена НАТО. Декларация саммита в Бухаресте жива, она остается в силе, и Грузия и Украина станут членами НАТО – точка. Россия является темой, которая волнует всех – как Грузию, так и Эстонию. Необходимо открыто и ясно говорить о том, что поведение России в отношении соседей никогда не будет принято международным сообществом».
У Москвы на этот счет свое мнение. Президент России Владимир Путин ясно дал понять – на любое расширение НАТО будет ответ. При этом, как бы невзначай, припомнил 2008 год:
«Мы не раз выражали готовность к сотрудничеству с НАТО, проявляли готовность для совместного противодействия реальным угрозам, а в их числе, как известно, международный терроризм, локальные вооруженные конфликты, опасность неконтролируемого распространения оружия массового поражения. Мы не раз делали шаги навстречу альянсу, пытались предложить конструктивную повестку. Было проведено несколько совместных мероприятий, однако после 2008 года наше сотрудничество было фактически свернуто, поскольку альянс действовал в отношении России некорректно, если не сказать грубо, без всякого учета интересов Российской Федерации».
В НАТО, впрочем, ссориться не хотят. Тот же Йенс Столтенберг, несмотря на явное негативное отношение к идее сближения с Москвой в рядах членов восточного фланга альянса, а также в рядах союзников в лице Грузии и Украины, в очередной раз напомнил – Брюссель за диалог: «Мы привержены сильному сдерживанию и защите, оставаясь при этом открытыми для конструктивного диалога с Россией в исторической перспективе».
Немного по-другому видят эту «историческую перспективу» в Вашингтоне. Комитет по внешним связям Сената США параллельно саммиту НАТО в Лондоне провел слушания на тему «Будущее политики США в отношении России», на которых, в частности, осудили агрессию России против Грузии. По словам сенаторов, нельзя допустить, чтобы действия Москвы в отношении Тбилиси в 2008 году стали нормой международных отношений. На противодействие российской агрессии и укрепление обороноспособности Грузии в 2018-2019 годах Вашингтон выделил 94 миллиона долларов.