Строгие оценки европарламентариев пришлось выслушивать представителям правящей «Грузинской мечты» в ходе двухдневной межпарламентской ассамблеи «Евронест» в Тбилиси. Она создана для сближения стран Восточного партнерства с Евросоюзом. Восьмая по счету встреча впервые прошла в Грузии, но была омрачена политическим кризисом, разыгравшимся в стране после провала правящей силой избирательной реформы. Представителям «Грузинской мечты» пришлось оправдываться, что в стране нет политзаключенных и что оппозиция ввела европарламентариев в заблуждение.
«Нацдвижение» от обмана собственного населения перешла к обману европарламентариев, возмущался лидер фракции «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе после того, как европарламентарии покинули Тбилиси. Ему, как и его однопартийцам, за эти два дня не удалось убедить участников «Евронеста» в том, что на самом деле в стране нет никакого политического кризиса, а тем более политзаключенных, длинный список которых оппозиция передала сопредседателю «Евронеста», представителю Литвы Андрюсу Кубилюсу. Сегодня он вместе с другим сопредседателем межпарламентской ассамблеи, украинским депутатом Иваном Крулько провел итоговую пресс-конференцию.
Your browser doesn’t support HTML5
Терпеливо выслушав общее заявление сопредседателей о важности программы Восточного партнерства и о том, что «Евронест» намерен продолжать работу в направлении реформ и тесного сотрудничества с ЕС, особенно с лидерами Грузии, Украины и Молдовы, журналисты поинтересовались у сопредседателей: есть в Грузии политический кризис или нет. Ведь об этом, как успели сообщить представители правящей «Мечты», ничего не сказано в итоговом заявлении «Евронеста», несмотря на критические высказывания европарламентариев в грузинских СМИ. Некоторые из них даже призвали к немедленному освобождению политзаключенных, то есть людей, задержанных после разгона акции протеста в июне, когда тысячи людей, возмущенных появлением российского депутата Сергея Гаврилова в кресле спикера парламента Грузии, вышли на проспект Руставели.
«Вы можете называть как хотите – политический кризис или политические события, но, когда люди находятся на улицах, это значит, что что-то идет не так», – сказал Андрюс Кубилюс.
Критические заметки, по словам сопредседателя, в резолюцию не попали потому, что сам документ общего характера, а включать в него один конкретный случай было бы нелогично. Но это не значит, что европарламентарии считают оправданными действия «Грузинской мечты», провалившей обещанную избирательную реформу:
«То, что правящая партия не выполнила своего обещания, – это не обычное политическое действие, это, к сожалению, шаг назад, из-за чего грузинский народ и мы, международное сообщество, потеряли доверие к выборам, которые пройдут в следующем году».
И это доверие, сказал литовский евродепутат, власти должны вернуть всем. По словам Андрюса Кубилюса, они получили обещания от руководства правящей партии, что предложения оппозиции будут серьезно рассмотрены.
Он, конечно, не в ответе за слова других европарламентариев, говоривших о политзаключенных, но Кубилюс не стал смягчать тон при оценке задержаний участников акций протестов:
«Скажу очень четко: это не европейский стиль – держать людей в тюрьме или подвергать их уголовному преследованию из-за политической деятельности. Я не знаю подробностей, но, если у нас есть от оппозиции список из более чем 87 или 85 человек, это заставляет нас беспокоиться».
Кстати, европарламентарии получили от правящей силы обещание их освободить, сообщил сопредседатель «Евронеста». «И мы будем очень внимательно следить», – пообещал Андрюс Кубилюс. «В Грузии запахло выборами», – продолжил второй сопредседатель «Евронеста», украинский депутат Иван Крулько. Он, как бывший активист, а теперь политик, на примере своей родины – Украины – хорошо понимает, какие процессы идут в Грузии, и знает, как все это воспринимается в Брюсселе:
«Если мы говорим о заключенных в политических процессах, – это нехороший мессидж для наших европейских друзей и для нашей европейской стратегии. И я надеюсь, что все эти заключенные будут освобождены в ближайшем будущем и оппозиционные и правящая партии продолжат диалог. Ваш избирательный закон – это не наше дело, это дело грузин – принять лучший закон для вашей ситуации».
Представители власти, между тем, продолжали недоумевать и возмущаться, откуда оппозиция взяла список из более чем 80-ти человек.
«Сегодня в Грузии нет политзаключенных», – гордо сообщил генсек «Грузинской мечты» Каха Каладзе, напомнив, что они были, но до 2012 года, то есть во время правления «Нацдвижения». Видимо, желая подтвердить свои слова, он вспомнил, как сразу после прихода к власти, в декабре 2012-го, «Грузинская мечта» признала политзаключенными 190 человек и освободила их из тюрьмы, а 25-ти гонимым по политическим мотивам дали возможность вернутся на родину.
Поражалась числу политзаключенных в оппозиционном списке и вице-премьер, министр инфраструктуры и регионального развития Майя Цкитишвили:
«Сожалею, что часть наших партнеров-европарламентариев введены в заблуждение, видимо, недобросовестными лицами, которые стараются предоставить нашим друзьям ложную информацию о Грузии. Мы никак не можем назвать политзаключенными тех людей, которые штурмом брали наш парламент, применяли насилие к нашим полицейским, и, как вы знаете, только шесть человек задержаны по этому делу».
Шестерым, которых насчитала министр Цкитишвили, инкриминируют организацию группового насилия в ходе акции протеста в Тбилиси 20-21 июня. Среди них депутат «Нацдвижения» Ника Мелия, которого парламент на этой неделе может полностью лишить депутатской неприкосновенности, приостановленной на данный момент, но уже по другому уголовному делу. По нему проходит и лидер партии «Победоносная Грузия», бывший министр обороны Ираклий Окруашвили. Правозащитники считают подозрительным, что депутатам Мелия и Окруашвили прокуратура добавила к существующим обвинениям новые – по другим делам.
Среди задержанных и совладелец оппозиционной телекомпании «Мтавари» Георгий Руруа. Его обвиняют в незаконном ношении оружия. Он утверждает, что оружие ему подбросили полицейские.
Правозащитные НПО обращают внимание на то, что, несмотря на жесткий разгон июньских акций и сотни пострадавших граждан, прокуратура признала пострадавшими только четверых демонстрантов и 67 полицейских. В то же время уголовное преследование ведется против 19 участников акции, и лишь троих полицейских обвинили в превышении полномочий. В отличие от задержанных демонстрантов, их отпустили под залог.
По оценкам правозащитников, правоохранительные органы в ходе акций протестов и пикетирования госучреждений часто прибегают к неоправданным задержаниям активистов и применяют к ним административное наказание в виде заключения. К примеру, 18 ноября во время пикетирования парламента были задержаны 37 человек.
В стане оппозиции обвинения представителей власти о том, что они ввели в заблуждение европарламентариев, назвали очередным доказательством того, что, как выразился один из лидеров «Европейской Грузии» Гиги Угулава, «Грузинская мечта» и Бидзина Иванишвили «оказались в изоляции».
Оппозиционеры настроены оптимистично. На фоне давления дипломатов и европарламентариев представители власти согласились рассмотреть их альтернативное предложение о реформе избирательной системы. В «Грузинской мечте» заявили, что для внутренних консультаций им понадобится около двух недель. Оппозиция готова ждать, но не отступать, анонсируя акции протеста и в будущем.