Выражайтесь внятнее, мадам президент

Давид Каландия

Президент Грузии Саломе Зурабишвили по случаю основания координационного центра по изучению грузинских и кавказских наук приняла в своей резиденции представителей научных кругов и толкнула речь:

«Сегодня мы в периоде глобализации. Мы не должны потеряться, у нас большое культурное и научное наследие, которое мы не только должны защитить, но должны усилить и экспортировать. Все вы, находящиеся здесь, являетесь участниками этого большого дела, и мы должны объединить наши усилия. Нельзя ограничиваться только Грузией. Мы являемся, были и всегда будем культурно-научным очагом и центром Кавказа. Мы сами должны поверить в это, так как иногда об этом забываем. Мы превратились в какую-то закомплексованную нацию, в то время как у нас есть огромные возможности. У нас нет ни армии, нет и не будет оружия, нет ни того большого экономического потенциала, чтобы быстро завоевать весь наш регион, однако у нас есть огромное, очень сильное оружие, которое называется знание, наука, культура. Очень богата наша страна в этом отношении, богата своим прошлым, своей религией, своей археологией, своей основой и своим будущим».

Вот так.

В печати, на телевидение и в вездесущих соцсетях сразу поднялся галдеж и вой: мол, президент Грузии назвала нацию закомплексованной и к тому же оскорбила наших военных, сказав, что у нас нет армии. Пока я не прочитал весь вышеизложенный текст, я тоже думал, что мадам президент в очередной раз выразилась несуразно. Но потом, перечитав все выступление, я, по-моему, понял, что она имела в виду. Думаю, вы тоже это поняли. Госпожа Саломе сказала, что мы никого не удивим своей армией и оружием, и в этом я с ней согласен. Армия у нас малочисленная, хотя, несмотря на это, наши ребята настоящие герои, что они и доказали в 2008 году, когда при наличии отсутствия грамотного командования и надлежащего вооружения они смогли на определенное время сдержать натиск российской армии и стояли насмерть, до конца. Да, никто не сомневается, что супротив ядерной России, численность военнослужащих которой составляет около миллиона человек, наша маленькая армия долго не простоит. Но она простоит ровно столько, сколько хватит у нее сил и возможностей, что она и доказала. И вообще! В XXI веке говорить про вооруженные противостояния не очень здорово, хотя они продолжают быть. К сожалению.

Возвращаюсь к Саломе Зурабишвили.

Как известно, наша госпожа президент родом из Франции, и, мне кажется, что иногда ее высказывания не совсем соответствуют тому, что она хочет сказать, так как французский язык у нее все-таки первый, более родной, чем родной грузинский. Тут уже можно высказать свои претензии к администрации президента, ее советникам, спичрайтерам и пиарщикам, с которыми, по идее, госпожа президент должна согласовывать свои речи и спичи. Если она их согласовывает, а спичрайтеры пропускают такие ляпы, то позор этим спичрайтерам. Ну, а если же не согласовывает и действует самостоятельно и нахрапом, то тогда это очень плохо. Должна согласовывать, во избежание. И ведь это уже не первый случай, когда Саломе Зурабишвили допускает в своей деятельности (мягко говоря) огрехи. До сих пор свежо в памяти, как президент помиловала таких преступников, которых, по моему мнению, помиловать никак нельзя было. Тут возникает вопрос, а как к ней попали эти сомнительные списки? Не думаю, чтобы она сама, по своей инициативе, выбирала кандидатов на досрочное освобождение. Но это другой вопрос, к которому я рано или поздно обязательно вернусь. Так вот, говоря о ее выступлении: я согласен с ней – не насчет армии, конечно, а насчет культуры.

Насчет науки и знаний – я не знаю, в какой ныне эти дисциплины состоянии. Очень сомневаюсь, чтобы сегодня мы могли кого-то удивить открытиями в области физики, химии или фармакологии, так как работать в этих направлениях по современному – это дорогущее удовольствие. Но чего у нас при всем желании не отнять – это культура, которую надо холить, лелеять и экспортировать за рубеж. Про это много сказано, но я все равно добавлю пару слов про наши народные песни. Я по первой своей профессии музыковед, и по долгу учебы знакомился с народным творчеством очень многих зарубежных стран. Так вот с полной ответственностью могу заявить, что такого многообразия, такой вокальной техники и необыкновенной музыкальной витиеватости, что присуще нашему песнопению, я не слышал нигде. Это действительно уникальное явление, и не даром в 2001 году ЮНЕСКО признало грузинскую песню шедевром устного нематериального наследия. В песенном искусстве Грузии встречается и полифония, и монофония, причем формы полифонии отличаются в разных регионах: в песнях Кахетии есть т.н. «бурдон» (непрерывно тянущийся тон), в Гурии все голоса работают самостоятельно, в Сванетии – комплексно. Всего существует около 15 видов грузинской полифонии: тушинская, хевсурская, мтиульская, картлийская, кахетинская, рачинская, пшавская, мохевская, лечхумская, сванская, мегрельская, имеретинская, гурийская, аджарская, лазская. Согласитесь, что для такой малочисленной нации – это очень много. На эту тему можно долго говорить и хвастаться, так как причина хвастаться на сей раз правда есть.

Отдельный вопрос – это наши блестящие народные танцы, имеющие древнейшую историю, что подтверждают многочисленные исторические источники и археологические находки. Если кого интересуют подробности в танцевальном направлении, то он может ознакомиться с трудами Иване Джавахишвили, нашего знатного академика, интеллектуала и выдающегося историка. Он подробно про это писал, и грех мне пересказывать в сжатой форме то, что можно почитать более пространно и интересно.

И к чему я все это говорю? Почему привел речь президента Грузии? А потому, что культура, о которой вскользь упомянула Зурабишвили, на сегодняшний день в загнанном состоянии. У нее нет даже своего министерства. Она (культура) висит придатком у Министерства просвещения, у которого своих проблем полон рот. Я часто об этом пишу и говорю, но мой глас, видимо, дальше нашей аудитории не слышен. Грузинской культуре нужно сильное министерство, министр – интеллектуал, крепкие работники и, что главное, большое финансирование. А также, всенепременно, грамотный пиар в пределах всего мира.

Права госпожа президент – нашим оружием мы никого не удивим. Также в ближайшую сотню лет у нас не предвидится резкого скачка экономики, к сожалению, про такие предпосылки никто давно уже не говорит всерьез. А вот культурой мы еще можем похвастаться. Насчет научного наследия – не знаю, не в курсе. Тема не моя. Про культурные пласты – я двумя руками «за». Мы в этом плане можем еще многих восхитить, главное, чтобы государство в этом нам не мешало бы. Сиречь – помогало и давало деньги на развитие, популяризацию и сохранение нашей разнообразнейшей культуры.

Конечно, можно выискивать в речи президента ляпы и оговорки, подставлять ей подножку и, споткнувшуюся, толкнуть, но мне это неинтересно. Я хочу найти какое-то рациональное зерно в ее эзоповом языке, и, кажется, я это нахожу.

Хотя в следующий раз, если у нее будет достойный противник, я за нее голосовать не пойду.

Повторяю, достойный, а не какая-то шелупонь. И вообще: мне кажется, что я за свою жизнь наголосовался во всю ивановскую, так что мои голосования завершились. Хватит. Теперь пусть другие голосуют, если им это интересно.

Я – пас.

Но за культуру правда обидно.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции