«Инвестор должен сажать фундук на поле, которое уже вспахали местные»

Жители селений Знаурского района Южной Осетии хотят вернуть свои земельные угодья, которые у них забрали под строительство животноводческого комплекса, а теперь отдают сторонним инвесторам.

29 ноября жители Знаурского района направили в парламент Южной Осетии письмо с просьбой защитить их от инвестора, которому передают все пахотные земли:

«Мы, жители Знаурского района, крайне обеспокоены информацией, подтвержденной министром экономики Бекоевым и другими чиновниками о том, что 450 га пахотных земель от села Аунеу до границы передаются в чужие руки…

Передача этих земель в чужие руки приведет к лишению средств к существованию жителей сел Аунеу, Тулджыта, Мугут, Чорбаули, всего 180 семей. Они вынуждены будут покинуть родные места, села опустеют», – говорится в письме.

Your browser doesn’t support HTML5

«Инвестор должен сажать фундук на поле, которое уже вспахали местные»

Среди тех, кто откликнулся на письмо, был депутат югоосетинского парламента Давид Санакоев. Три дня назад он посетил селения и присутствовал на встрече местных жителей с инвестором. Им оказался известный в республике человек Алан Татаров, рассказывает лидер партии «Ныхас» Давид Санакоев:

«Была встреча местных жителей с инвестором, там были глава района, представители разных структур. Инвестор объяснял, что он хочет сделать на территории, которую он взял в аренду. Загвоздка в том, что часть этих земель уже обрабатывается местными жителями. Она у них в аренде, многие свои участки уже вспахали, некоторые засеяли озимыми. Получился такой конфликт интересов: он должен сажать фундук на поле, которое уже вспахали и подготовили под свои нужды местные жители. В этой истории у меня вопросов к инвестору нет – он попросил, ему дали. У меня вопрос к тем представителям власти, которые занимаются выделением земельных угодий и фактически на пустом месте создают конфликтные ситуации. Они накладывают одни отношения на другие – между местным жителем, который эти земли обрабатывает, и инвестором, которому выделили эти же земли. Каким образом это происходит? Вот к этому вопросы возникают и у меня, как у депутата, и у местных жителей тоже. Я их прекрасно понимаю».

Это продолжение истории про животноводческий комплекс у селения Арнеу, который должен был озолотить сельчан и вывести республику на новые горизонты развития. Еще в 2011 году во времена премьерства Вадима Бровцева затеяли стройку животноводческого комплекса сначала на 190 голов, потом решили потратить еще денег и переделали проект на 500 голов. Ожидалось, что ферма обойдется в 365 миллионов рублей и на ее строительство уйдет три года. За полтора года было израсходовано 208 миллионов рублей, однако результаты были более чем скромные. Потом уже при Леониде Тибилове ее решили достроить в рамках программы социально-экономического развития республики на 2014-2017 годы.

В планах уже было создание племенного животноводства. Это такое правило – никому не интересно просто достраивать без расширения проекта и увеличения его стоимости. Под комплекс выделялось полторы тысячи гектаров земли. Планы озвучивались грандиозные. Привезут импортных молочных коров и смешают их с местными породами, чтобы довести их продуктивность до девяти-десяти тысяч литров молока в год. Чтобы переработать это молоко, планировалось строительство молочного комбината, как тогда говорили, скорее всего, в Цхинвале.

Комплекс так и не достроили, и такое впечатление, что и не собирались достраивать, зато шестьсот миллионов рублей освоили. Единственное, что получили от этого проекта местные жители, – все их земли оказались отведенными под комплекс. А пока он не достроен, им давали землю лишь в краткосрочную аренду – на 11 месяцев, чтобы, как только проект реализуют, сразу забрать земли под племенное животноводство. Теперь, по условиям аренды, в апреле местные крестьяне должны освободить участки для инвестора. Только не из-за того, что комплекс введен в строй, а потому что землю отдают в аренду инвестору на 25 лет под производство фундука.

К чему я это говорю, лучше бы эти деньги просто украли! Ничего не строили, а просто вывезли в чемоданах, потому что единственным итогом этих колоссальных многолетних инвестиций стало безземелье и бесправие 180 семей на собственной земле.

Среди тех, к кому люди обратились за помощью, и правозащитник Фатима Маргиева:

«У нас есть свои традиционные формы землепользования, когда в местах постоянного проживания каких-то фамилий за ними закрепляются земельные участки. Такое землепользование у нас было всегда, и трогать его нельзя.

Сейчас из-за сокращения Министерства обороны многие остались без работы. У них была надежда заняться крестьянским трудом. Но власти вместо того, чтобы передать им землю в аренду, отдают пашню инвестору. Фактически людей сгоняют с земли».

По информации депутата Давида Санакоева, после встречи сельчан, инвеститоров и чиновников начался поиск компромиссных решений. «Эхо Кавказа» будет следить за развитием этой истории.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия