ПРАГА---В самопровозглашенной республике Абхазия короткая предвыборная кампания выходит на финишную прямую. О предвыборной конфигурации мы сегодня поговорим с журналистом Изидой Чаниа и политологом Бесланом Кобахия.
Вадим Дубнов: Есть в этой кампании безусловный фаворит? Я этот вопрос задам, Изида, вам, потому что вы сказали, что Аслана Бжания, одного из кандидатов, насторожило вступление в гонку Адгура Ардзинба. Или нас ждут неожиданности?
Изида Чаниа: Я думаю, что неожиданности будут, но они не связаны с фаворитами. В своем последнем блоге я говорила о том, что на сегодняшний день фаворита два, и кто из них впереди, никому до выборов не известно. Это и наш старый политик Аслан Бжания, и это новость этих выборов – Адгур Ардзинба… Есть, конечно, еще третий кандидат Леонид Дзапшба – он тоже не впервые баллотируется, но, судя по предыдущим результатам выборов, я назвала бы его все-таки аутсайдером. А вот Аслан Бжания и Адгур Ардзинба являются явными фаворитами – об этом говорят и социальные сети, в которых уже началась битва избирателей, которые почему-то решили, что то, что они проговорят в «Фейсбуке», то и произойдет, и они пытаются переубедить друг друга, но, конечно, никто не убеждается.
Your browser doesn’t support HTML5
Когда я говорю о том, как распределятся голоса, то как бы исхожу из опыта предыдущих выборов. В предыдущих выборах, когда вместо Аслана Бжания выступал его дублер – вы помните, что была история, связанная с его болезнью, – так вот, на выборах 2019 года его дублером выступал Алхас Квициниа, и в первом туре выборов он набрал 22-23% голосов избирателей. Это произошло до объединения с (Александром) Анквабом, и вот эти 22-23% избирателей – примерно такое же количество голосов набрал и, теперь уже экс-президент, Рауль Хаджимба.
Сегодняшнее появление Адгура Ардзинба, в принципе, было встречено достаточно доброжелательно, это новый политик. Я думаю, что он тоже будет фаворитом этой гонки
Сегодняшнее появление Адгура Ардзинба, в принципе, было встречено достаточно доброжелательно, это новый политик. Почему я еще думаю, что он тоже будет фаворитом этой гонки, – прежде всего, потому, что, конечно же, ему отойдут хаджимбовские голоса, даже не в силу того, что он является единомышленником и сторонником Хаджимба, а в силу того, что это будет уже протестный электорат Бжания. Т.е. это те, которые проголосуют за кого угодно – если бы не было Адгура Ардзинба, они бы пошли голосовать за Леонида Дзапшба, но это люди, которые не отдадут свои голоса Аслану Бжания.
Вадим Дубнов: Т.е. теперь мы уже не знаем, кто, собственно говоря, на этих выборах оппозиция…
Изида Чаниа: Ну, по сути дела, сегодня оппозиции нет. Я вообще всегда очень настороженно относилась к этому слову «оппозиция», потому что оппозиции как таковой не существовало. Существовали оппоненты Рауля Хаджимба, которые его не хотели, тоже недостаточно членораздельно.
Вадим Дубнов: Беслан, в этой очень компактной кампании – я, кстати, такой компактной кампании в Абхазии не припомню, – мы имеем наконец дело с какой-то уже более или менее окончательной картиной общественного мнения, каких-то политических пристрастий, или все-таки, как сказала Изида, здесь еще много случайного, протестного, такого, реактивного? Это привычная какая-то картина: «Амцахара», Анкваб, Хаджимба, третья сила?
Беслан Кобахия: Что касается ситуации, которая возникла в Абхазии, – как бы случилось то, что случилось, комментировать я сейчас это не буду, но любой кризис власти, а у нас, по сути, кризис власти получился, это, наверное, еще и новые возможности. Т.е. сейчас в Абхазии идет полная политическая перезагрузка… Давайте мы не будем сейчас торопиться, потому что только сегодня закончился процесс выдвижения кандидатов, три кандидата названы, больше никто выдвигаться просто не успевает, сегодня этот процесс завершен. Остается порядка сорока дней до дня выборов, и вот эти 40 дней, видимо, покажут, кто будет фаворитом, кто не будет фаворитом. Во многом я согласен с тем, что говорила Изида Терентьевна, но могу сказать еще и другое: абхазские выборы, прежде всего, интересны тем, что никогда не знаешь заранее, чем они закончатся – я имею в виду, кто победит на этих выборах. Т.е. идет реальная конкурентная борьба, и я думаю, что нынешние выборы не исключение, ничего не предопределено, на самом деле, борьба будет и умов, и идей, и кандидатов, и встречи с избирателями – в общем, полный набор всех избирательных технологий. Кто лучше сможет организовать свою избирательную кампанию, тот, наверное, и победит.
Вадим Дубнов: А кто и как будет голосовать? Ну, понятен избиратель Бжания, скажем так, – это те, кто голосовал всегда за «Амцахару», это те, кто голосовал всегда за Анкваба, за Квициниа и самого Бжания. А кто будет голосовать за Адгура Ардзинба, – это, как сказала Изида, протестные голоса, новая оппозиция Аслану Бжания, или есть другая структура у этого избирателя?
Беслан Кобахия: Да нет, избиратель-то у нас один, и за все эти годы он один и тот же. Другой вопрос, что его предпочтения все время меняются. Я все-таки не имею права сейчас как бы агитировать ни за одного, ни за второго кандидата, хотя, конечно, у меня есть свое мнение по поводу происходящего и по поводу кандидатов.
Вадим Дубнов: Пока имеете…
C Адгуром Ардзинба могут быть связаны надежды молодых избирателей, и не только молодых, которые хотят увидеть в политике какое-то новое лицо
Беслан Кобахия: Оба кандидата известны в Абхазии, т.е. они не являются какими-то «темными лошадками». Другой вопрос, что кандидатура, допустим, Аслана Георгиевича Бжания – это кандидатура человека, который уже на протяжении долгого времени оппонирует Хаджимба, и вокруг этого очень много вещей происходит – и обвинения, и все остальное. Честно говоря, общество немного подустало от этого. А что касается Адгура Ардзинба, то это молодой политик, относительно молодой человек – все-таки 38 лет, наверное, молодой человек еще, – это самый разгар для политика, мы знаем примеры, когда в этом возрасте были очень успешны руководители и в Абхазии, и в других государствах. У Адгура нет этого шлейфа скандалов, ничего такого за ним как бы нет. С другой стороны, он себя показал очень грамотным человеком, который умеет отстаивать интересы Абхазии. По Сети гуляет ролик, когда он полемизировал с Никитой Исаевым на экономическом форуме, который проходил в Абхазии год или два назад. И его позиция абсолютно ясна, и с ним могут быть связаны надежды молодых избирателей, и не только молодых, которые хотят увидеть в политике какое-то новое лицо. Но как оно будет дальше, посмотрим, это покажут выборы. У нас, еще раз повторю, выборы очень непредсказуемы.
Вадим Дубнов: Изида, мы говорили о фаворитах, но мы забыли еще, возможно, одного – я имею в виду Кана Кварчия. С чем это связано, почему он ушел? Это какая-то интрига, которую мы пока не оценили и она как-то потом проявится, это часть какой-то тактики какой-то команды, стоящей за кем-то из кандидатов?
Читайте также Сколь долго продлится «Канский фестиваль»?Изида Чаниа: Я думаю, что Кан Кварчия большей частью уступил пальму первенства Адгуру Ардзинба. Он прекрасно понимает, что шансы Адгура Ардзинба на нынешних выборах более высоки, чем у него, и он не является принципиальным антагонистом – они очень разные люди, но он не является принципиальным антагонистом Адгура. Я думаю, что это тоже плюс, на этом будут формироваться, на мой взгляд, голоса нового нашего политика, у которого, как сказал Беслан, нет негативного шлейфа. Потом, он продемонстрировал себя как очень открытый политик, и нам, журналистам, например, этот министр экономики импонировал всегда готовностью отвечать на наши вопросы. И тут сравнение, конечно, идет не в пользу Бжания, а в пользу Адгура Ардзинба, потому что он отличался предельной открытостью, он всегда давал интервью, всегда был готов разъяснить свою позицию, всегда делился своими идеями, в чем, кстати, его очень часто упрекают. Одна из его идей о национальной криптовалюте стала сегодня одним из поводов для того, чтобы упрекать его как бы в каких-то безумных идеях.
Вадим Дубнов: Если большинство избирателей, причем самых активных избирателей, живет в Сухуми, насколько я понимаю, это довольно серьезный довесок в копилку Адруга Ардзинба?
У нас главы республики еще с советских времен чередовались по гудаутскому, очамчырскому, т.е. бзыбскому и абжуйскому принципу
Изида Чаниа: Да, это, конечно, серьезный довесок в копилку Адгура Ардзинба. Потом, надо учитывать, что еще есть и гудаутский избиратель, я тоже об этом как-то говорила, что кто-то относится к этому негативно, а кто-то позитивно, но я считаю, что это такой, своеобразный регулятор, и у нас главы республики еще с советских времен чередовались по гудаутскому, очамчырскому, т.е. бзыбскому и абжуйскому принципу.
Вадим Дубнов: Беслан, пока мы будем подключать Изиду, связь с которой, к сожалению, пропала, я попытаюсь вопрос, будет ли второй тур, связать с фактором господина Дзапшба. Его цель и смысл вступления в кампанию, у кого он будет отнимать голоса – на взгляд политолога?
Беслан Кобахия: Знаете, я давно знаю Леонида Дзапшба, знаю его как очень достойного человека, который работал и трудился на посту министра внутренних дел Абхазии, у него были определенные успехи, когда он работал. Что касается его участия, то я думаю, что все-таки опыт предыдущих выборов показывает, что электоральная часть, которая его поддерживает, недостаточна для того, чтобы избраться. Хотя при определенных условиях в этой жизни всякое может случиться. Что касается того, кого он будет поддерживать, то я не могу сказать, это, наверное, надо спросить у него, но я думаю, что он в любом случае будет поддерживать, конечно, интересы Республики Абхазия.
Вадим Дубнов: Есть предположения, что он, возможно, будет оттягивать голоса у Аслана Бжания – он как бы тоже человек сильной руки, подобно Александру Анквабу
Все кандидаты, которые выставили свои кандидатуры, абсолютно достойные люди, и я думаю, что Абхазия в очередной раз достойно выйдет из кризиса
Беслан Кобахия: Я не могу сказать. Знаете, я хочу вам сказать, что сейчас страсти немного поутихли в Абхазии, и таких антагонистических отношений между кандидатами в президенты, слава богу, нет. То, что было актуально, допустим, лет 5-10 назад, сегодня немного по-другому люди друг к другу относятся. Все, конечно, накалено, но не настолько, как это было 5 или 10 лет назад. Все кандидаты, которые выставили свои кандидатуры, абсолютно достойные люди, и я думаю, что Абхазия в очередной раз достойно выйдет из того кризиса, в котором оказалась. Я еще хочу несколько слов добавить: у нас буквально сегодня состоялась встреча в посольстве, мы провели заседание участковой избирательной комиссии, которая будет открыта в Москве, и хочу сказать, что мы полностью готовы к работе, сегодня я связывался с руководством ЦИКа Абхазии, и полная готовность у нас тут есть. Ждем сейчас от них каких-то материалов, но это уже такая, текущая работа у нас начинается.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия