Любите ли вы цирк? Если любите, то что в цирке вы больше всего любите? А если не любите, то почему?
Я люблю цирк и не люблю. Люблю в цирке иллюзионистов и клоунов, не люблю животных. Равнодушен к эквилибристам, жонглерам и канатоходцам. Да, я уважаю их кропотливый труд, но мне не очень интересно, как кто-то подкидывает в воздух булавы или, держа в руках длиннющий перш, осторожно ходит по проволоке. Больше всего я, как и любой нормальный человек, в цирке люблю клоунов. Цирк без клоунов – это не цирк. Юрий Никулин рассказывал, что в одном цирке заболел коверный, и решили программу пустить без него. После третьего или четвертого номера публика начала волноваться и кричать: «Рыжего давай, давай клоуна!» Так что цирк для меня – это прежде всего клоуны. Все остальное тоже интересно, но не очень. Когда я был маленьким, я ходил на великого Карандаша, и это было очень здорово. Какие-то цирковые сценки с именитыми клоунами я иногда и сейчас пересматриваю, и кое-что до сих пор выстреливает. А вот животных в цирке не люблю. Мне всегда было тоскливо смотреть на их выступления, подсознательно я чувствовал, что жизнь у животных в цирке не сахар. Особенно после того как я прочитал роман Джека Лондона «Майкл, брат Джерри», к цирковым животным, кроме огромной жалости, я ничего не испытываю.
Я много всякой литературы про цирк читал, и всегда в них отмечалось, что животные в цирке живут тяжелой жизнью. Дрессура – вещь жестокая, и животное надо сломать, чтобы оно пошло против своей природы и начало делать то, что делать не должно. Все трюки, которые заставляют выполнять животных, – для них противоестественны. Дрессировщики использует крюки, кнуты, палки, электрошокеры, так как по доброй воле животные не станут ничего подобного делать. Единственный способ подчинения – это страх перед наказанием или голодом. И все это делается для того, чтобы зритель насладился, как какой-нибудь царь зверей, ругаясь и матерясь, прыгает через горящий обруч, или король пустыни верблюд делает стойку на передних ногах. Разве игра стоит таких свеч? По-моему, нет.
Недавно мне попалась статейка на эту тему, где сказано, что около 45 государств в мире полностью или частично запретили использовать животных в индустрии развлечений. Причин тому множество: кроме жестоких методов дрессировки, также невозможно животным создать подобающие условия содержания, высокая смертность при перевозке, короткий срок жизни «артистов» и пагубное влияние таких зрелищ на психику.
Я в цирке много лет уже не бывал... Вру! Лет двенадцать тому назад повел я в тбилисский цирк свою младшенькую. Гастролировал, если мне не изменяет память, какой-то украинский коллектив. Зрелище было настолько убогое, что младшенькая затосковала и после первого отделения попросилась домой. Вряд ли я еще когда пойду в цирк, хотя...
Хотя зачем куда-то ходить и тратить деньги? Вся наша жизнь цирк, и все мы в нем униформисты. Давно я не выглядывал на улицу, не включал новостные каналы, не слушал радио. Я постарался уйти в так называемую внутреннюю эмиграцию, по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу». Но жизнь не прожить, не выходя никуда. Иногда приходится идти в булочную. Вышел я за хлебом, огляделся и сразу увидел, что вокруг здания грузинского парламента объединенная оппозиция опять водит крикливый хоровод, как будто и не останавливалась. Понял я, что рано вышел я на улицу. Надо было подождать лет этак 20.
То, как сегодня себя ведет оппозиция, ничего к настоящей, конструктивной оппозиции отношения не имеет. Опять творится полный раскардаш. И, наверное, не по собственному ведь разумению они себя так ведут, а по воле пославшего их кого-то. Неужели этот «кто-то» настолько глуп, что подобными действами думает привлечь к себе избирателей? Неужели они не понимают, что играют на руку именно правящей партии, когда творят свои жалкие перформансы? Какие перформансы, спросите вы? Я вам расскажу про парочку.
Один из «ярых» борцов с российской оккупацией и лично с Б. Иванишвили, некий З. Кацарава на своей страничке в «Фейсбуке» сделал потрясающее заявление: четыре года тому назад врачи предсказали его беременной жене, что ребенок родится 18 февраля, в день рождения Бидзины Иванишвили. Узнав такое, бравый Кацарава за день до назначенного срока повел жену в роддом и заставил сделать ей кесарево сечение, дабы ребенок не родился бы в сакральное число.
Вы такую глупость могли когда-нибудь себе представить? Это даже не глупость, а кое-что похлеще. Только природная воспитанность и четыре класса ЦПШ не дают мне право охарактеризовать этот акт хлестким, ядреным словом. Но вы поняли, что я имел в виду. Наверное, еще долго З. Кацарава будет своему подрастающему наследнику (дай бог тому всех благ и мирного неба), сидя у домашнего очага, рассказывать про сей случай, как он спас дитятко от рождения в роковой день.
Чем не цирк, а?
Или, например, такое: гражданские т.н. активисты принесли к офису правящей партии баночки с мочой. Таким образом они протестуют против оправдательного приговора бывшего мэра г. Марнеули Абазова.
Екарный Бабай, протестовать – дело нужное, но форма! Что это за форма, други мои. Неужели ничего менее рвотного нельзя придумать для протеста? Про Абазова сейчас не буду говорить, не в теме я. Если он в чем-то виноват, пусть катится к чертям. Но бегать со склянками мочи по улицам, кроме как в амбулатории, я не стал бы. Брезгливый я.
Разве это не полный цирк на дому? Цирк уродов, так сказать. Фрик-шоу.
Но самые продолжительные репризы опять происходят в нашем многострадальном парламенте, и тут особо активничают клоунессы... то бишь парламентарии женского пола. Они так себя задорно ведут, что Карандаш, будь он жив, от зависти съел бы свою собаку Кляксу без соли и перца.
Это я шучу.
Я никогда живьем не видел в цирке клоунесс. Женщина-клоун – не самое смешное зрелище, как мне кажется. Когда клоун на манеже выкидывает коленца, падает, обливается водой, размазывает по лицу торт или получает пенделя, то в большинстве случаев это выглядит смешно. И смешно это потому, что клоун – мужчина, по-моему, так. Мужчину не очень жалко, когда его пинают и когда он кривляется и воет белухой. Но если все то же самое творит женщина, мне на это глядеть неприятно. Женщина-клоун вызывает во мне не смех, а жалость. Хочется подойти, погладить по рыжей головке, сказать: «милая, разве это твое дело? Иди, лапочка, домой», и дать ей рубль на такси. Те же самые чувства возникают во мне, когда я вижу, как кривляются наши парламентарки, изображая из себя одиозных борцов с «кровавым режимом Бидзины Иванишвили». Тоже хочется подойти, осторожно погладить по голове и сказать: «милая, это же не твое, иди домой, вари щи». Рубля давать, правда, мне не хочется, так как рублей у этих парламентарок гораздо больше, чем у меня.
Таких фигур «клоунесс» за последнее время вырисовалось несколько. Среди них – Елена Хоштария и Ирма Надирашвили. Глядя на них, все время думаю, где они учились такому маргинальному образу поведения? Неужели в высших учебных заведениях?
Ирма Надирашвили заканчивала ТГУ по специальности «страноведение восточного зарубежья», не знаю, что это такое, наверное, что-то связанное с географией. Вряд ли ее там обучали, как быть мальчишом-плохишом. Во всяком случае, от географии, о которой я имею кое-какое представление, такого я не ожидал.
Елена Хоштария, дочь очень хорошего искусствоведа, интеллигентнейшего Гоги Хоштария, закончила МГИМО по специальности «международные отношения», т.е. дипломатии. Неужели такому поведению ее там научили? Как только мне будет оказия пройти мимо МГИМО, обязательно загляну туда, поинтересуюсь, чему же они там студентку Хоштария учили в конце 90-х годов прошлого века.
Видимо, не все в порядке с системой образования в именитом институте, раз его выпускники, тем более с дипломом международных отношений, могут вести себя так, что, глядя на них, человек испытывает «испанский стыд» («испанский стыд» – стыд за поведение или слова другого человека, которого мы можем и не знать).
Надысь две эти дамы постбальзаковского возраста, нацепив на лица маски с изображением лика Иванишвили, явились в парламент на заседание, чтобы... а я не знаю, для чего они это сделали. Видимо, других способов борьбы они не знают, раз приходится бегать в дурацких масках, пускать в зале заседание непонятное отравляющее вещество, включать гимн СССР(!) во время выступления председателя парламента и скандировать матерные ругательства перед телекамерами. Совершенно непонятно, какой цели может служить такое поведение и на чью мельницу они льют воду! От этих перформансов их партия явно не становится популярнее, скорее наоборот. Многоликий их лидер Михаил С, тоже выпускник дипломатического вуза, только киевского, своими частыми выступлениями по телеэкранам выкидывает абсолютно непонятные фортели. Создается впечатление, он намеренно старается отпугнуть своих оставшихся поклонников.
Чистый цирк, но не смешной, вызывающий не смех, а жалость, особенно когда в нем участвуют представительницы слабого пола (чуть было не сказал «прекрасного». До «прекрасного» им плыть и плыть саженками).
Нет, девчата, так вы «Грузинскую мечту» не победите. Надо искать другие пути-дорожки. Хотя вам, суетливые вы мои, я бы посоветовал идти домой и заняться семьей, тем более что госпожа Елена многодетная мать, и чему она учит свое подрастающее поколение?
Честно говоря, я хочу, чтобы «Грузинская мечта» ушла на покой. Восемь лет пребывание во власти – этого вполне достаточно. Тем более что единственное, что правящая партия смогла полезного сделать, – это убрать с грузинского манежа Михаила Саакашвили. А дальше партия встала и топчется на месте. Не знает, чем ей заняться. И не туды она, и не сюды. Своим бездействием и непонятной кадровой политикой «Грузинская мечта» теряет своих сторонников, которых со дня на день становится все меньше. Теперь время чего-то нового (конечно, под «новым» я не подразумеваю ЕНД и всех ее сателлитов). Нужно что-то абсолютно свежее и незапятнанное. Но такого счастья у нас пока еще нет. Так что делать?
А ничего не делать. Расслабиться, как я, и уйти во внутреннюю эмиграцию.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции