Вано Мерабишвили, бывший министр внутренних дел и бывший премьер- министр, отбыв срок наказания, сегодня покинул тюрьму. Он сразу же заявил, что этот год станет годом свержения власти «Грузинской мечты». Представители власти намерения Мерабишвили всерьез не воспринимают, но его освобождение и заявленные планы уже вызвали бурю.
«Ровно девять лет и шесть месяцев я находился в одиночной камере этой тюрьмы», – начал свою речь Вано Мерабишвили, несколько перепутав числа. Он находился там шесть лет и девять месяцев за превышение полномочий, растрату, подкуп избирателей и присвоение чужого имущества. Сколько и за что отбывал срок бывший министр внутренних дел и экс-глава правительства, журналисты у ворот тюрьмы вспоминали с самого раннего утра в прямом эфире многократно, пока не появился сам Мерабишвили.
Your browser doesn’t support HTML5
Волна журналистов и операторов с камерами нахлынула на него так, что бывший министр внутренних дел поневоле вынужден был вновь вернуться к тюремной двери, из которой только что вышел.
– Батоно Вано, батоно Вано, – не давая сказать ему, журналисты оцепили Мерабишвили и задавали вопросы. Самый популярный – «с какой партией он будет сотрудничать». Ведь в пору осуждения Мерабишвили из «Нацдвижения» еще не вышла «Европейская Грузия». Но ответ на этот вопрос Мерабишвили оттягивал. Годы заключения бесследно не прошли, он выглядел осунувшимся, бледным и с поредевшей сединой. Но духом, как выяснилось, Мерабишвили не пал, напротив, он окреп, с поддержкой и надеждою на лучшее будущее он готов активно начать борьбу против «Грузинской мечты».
«Я даю вам гарантию – через год их власть закончится. До конца года гарантирую вам: после свержения этой власти двери этой тюрьмы будут широко открыты, и все те политические заключенные, которые сидят в этой тюрьме, покинут ее», – сказал Вано Мерабишвили.
Все это для того, продолжил он, чтобы страна стала развиваться, чтобы полицейским восстановить честь, молодым дать перспективу, а пожилым достойную пенсию. Обозначив пункты почти предвыборных обещаний, бывший премьер-министр так и не сказал, какая партия теперь ему ближе – «Нацдвижение» или «Европейская Грузия». И там и там мои друзья, сказал Мерабишвили журналистам, попросив время подумать и принять решение.
Your browser doesn’t support HTML5
Вано Мерабишвили направился домой в сопровождении своих сторонников. Освобождение соратника вдали праздновал Михаил Саакашвили, на своей странице Facebook он написал:
«Иванишвили придет конец, не из-за наших чувств, а, как Вано сказал, стране нужны продвижение и развитие. Призываю всех к примирению, призываю равняться не на прошлое, а на будущее».
В «Нацдвижении» и «Европейской Грузии» также не стали отвечать на вопрос о партийном выборе Мерабишвили. Один из лидеров «Нацдвижения» Зураб Меликишвили обратил внимание общественности на другое:
«За окончание режима Бидзины Иванишвили борется «Единое национальное движение», борются многие другие партии, и мы координируем усилия друг с другом. Я уверен, что этой борьбе потенциал Вано пригодится».
В партии Нино Бурджанадзе «Единая Грузия – демократическое движение», как и в партии «Лело», наотрез отказались сотрудничать с Вано Мерабишвили. Лидеру «Лело» Мамуке Хазарадзе не понравилось слово «свержение», которое упомянул сразу же после освобождения бывший министр внутренних дел.
На слове «свержение» акцентировали свое внимание и представители власти, которые вспоминали и статьи уголовного кодекса, по которым так долго сидел в тюрьме Мерабишвили. Об этом говорил, в том числе, и премьер-министр Георгий Гахария:
«Вообще, «Национальное движение» – это вчерашний день. Мы должны думать о завтрашнем дне, должны работать для того, чтобы эта страна не была страной вызовов и свержений, а страной возможностей для молодежи».
Депутат Нукри Кантария вообще сравнил Вано Мерабишвили с «вырванным из календаря листом». Иронизировал по этому поводу и генсек «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе:
«Исходя и его заявлений, он явно потерялся во времени и в пространстве, дадим ему время, чтобы обнялся с семьей, прояснил, какая реальность, что происходит, а потом посмотрим». И чтобы подчеркнуть незначимость оппонента, Каладзе добавил: «Больше Вано оппозиции».
Ажиотаж в СМИ по поводу Вано Мерабишвили перекинулся и на соцсети. Разгорелась жаркая дискуссия, часть – восторгалась, другая – возмущалась.
«Грузинская мечта» и вместе с ней вся политическая элита должны быть разгромлены политически лишь для того, чтобы выход Вано стал событием», – возмущался на своей странице Facebook конституционалист из НПО «Ассоциация молодых юристов» Вахушти Менабде. Его возмутило то, что, не успев захлопнуть тюремные двери, Мерабишвили представили «новым политическим лидером. Человека, который был главным лицом и хребтом бесчеловечной системы, сегодня хотят представить как символ борьбы за справедливость».
Поводом для полемики стали заявленные планы Вано Мерабишвили. Торнике Шарашенидзе полагает, что он будет искать свое место среди бывших соратников.
«Думаю, Мерабишвили постарается сотрудничать с обеими партиями, не исключаю, что будет исполнять роль медиатора, а еще больше не исключаю, что он и Саакашвили прекрасно наладят отношения».
Слышны были сегодня и предположения о том, что после таких резких слов Вано Мерабишвили может вновь оказаться на скамье подсудимых, против него возбуждено еще несколько дел. Сам Мерабишвили, обретя свободу, допустил, что власти могут отправить его обратно в тюрьму, возбудив против него около десяти новых уголовных дел.