Грибоедова, 22: зеркальное королевство художников

К завершению подходит реставрация здания Тбилисской академии художеств. Укрепительные и реставрационные работы там продлились около трех лет. Как выглядит сейчас построенный в середине XIX века дворец тифлисского купца Аршакуни, где и обрел место жительства один из первых художественных вузов на Кавказе?

Подняться по улице Чавчавадзе – той, что напротив оперы, свернуть направо, по улице Грибоедова, дойти до 22 номера и увидеть его. Тбилисская классика – балкончики, много больших окон и присматривающие за городом барельефные лики – невинные и, на всякий случай, устрашающие.

Эффект неожиданности срабатывает внутри: это как открыть саквояж Луи Виттон и увидеть в нем не классическое вечернее платье, а содержимое сундука, поднятого с затонувшего корабля. Выдержанная европейская стилистика экстерьера в интерьере не просто не повторяется, а нарочито противоречит ее духу.

Your browser doesn’t support HTML5

Грибоедова, 22: зеркальное королевство художников

Анфилада из семи зеркальных залов, выстроенных по принципу сквозной перспективы, – это что-то среднее между замком Снежной Королевы и дворцом шаха. Тысячи зеркальных осколков, собранных в композиции, настенная роспись из цветов, вплетенных в замысловатые узоры, гипсовые орнаменты и витражи с восьмиконечными звездами. Первоначальный владелец здания хотел, чтобы его дом, вернее дворец, объединил все лучшее, что, по его мнению, вероятно, когда-либо существовало в архитектуре и дизайне.

«За этим европейским фасадом скрывается богатство восточного дворца. Оно было построено по заказу тбилисского купца по фамилии Аршакуни. Архитектор этого здания – (Григорий) Иванов. К сожалению, мы не так много о нем знаем. Но я полагаю, что решение сделать европейский экстерьер и восточный интерьер – это было заказом самого купца. Он бывал в Иране, видел иранские дворцы и, судя по всему, хотел перенести это в Тбилиси. Уже после того, как здание было построено – а это было в 1856 году, – для работы над интерьером были приглашены каджарские мастера из Ирана. Заказчик, вероятно, не жалел денег. Например, известно, что для облицовки лестницы специально из Италии привезли мрамор. Но я должна сказать вам, что сам Аршакуни не застал здание в законченном виде. Именно в период, когда проходил монтаж лестницы, он скончался. Какое-то время его семья жила здесь, потом дворец был продан и сменил нескольких хозяев. В начале XX века он даже был немного переделан – этим занимался уже очень известный грузинский архитектор Клдиашвили. Но основные параметры здания, особенно его интерьер, – полностью сохранены», – говорит Нино Гаганидзе, доктор искусствоведения, профессор Тбилисской академии художеств.

Академией дворец Аршакуни стал в 1922 году. Здание фактически уже тогда, как свидетельствуют архивные материалы, нуждалось в ремонте. Нино Гаганидзе говорит, что первый ректор академии – Георгий Чубинашвили, обращался к новоиспеченным советским властям Грузии с письмом, в котором говорилось о конструкционных проблемах здания, и просил незамедлительно обратить на это внимание.

Нино Гаганидзе

«Почти 100 лет понадобилось, чтобы основательные реставрационные работы наконец начались. Причем это не только реставрация. Фактически, когда мы дошли до фундамента – мы-то предполагали, что положение было опасным, – но увиденное нами превзошло ожидания. Фундамента практически не было. Хорошо, что само здание – как обычно и строили в XIX веке – было очень тяжелым и прочным. Стены за счет этой тяжести сами себя и держали. Если бы это состояние продолжилось, мы могли просто потерять этот памятник», – говорит доктор искусствоведения Нино Гаганидзе.

Реставрация помогла открыть и небольшие тайны здания – в стене большого выставочного зала была обнаружена потайная лесенка, ведущая на чердак. А за настенной росписью в одном из зеркальных залов, как оказалось, скрывались другие – которые, как говорит Нино Гаганидзе, отлично сохранились. Изображенные на них сюжеты связаны любовной тематикой – цветы, пейзажи, птицы, женщины в иранских костюмах, судя по позам, напоминающие свах и потенциальных невест. К слову, еще один портрет в медальоне, предположительно, может быть изображением самого Аршакуни – первоначального владельца дворца. Реставрацией восточного декора зеркальных залов занималась группа из 15 студентов академии художеств.

Все укрепительные и реставрационные работы были профинансированы Минкультом. По словам ректора академии Гии Гугушвили, после открытия обновленного здания его музейная часть – зеркальные залы – откроется для всех желающих:

«Это будет не академия для академии. Это будет пространство для всех, будут (обустроены) открытые студии. Нам, правда, и пришлось немного отклониться от основной линии (реставрации культурного памятника), но мы пошли на это – установили лифт для людей с ограниченными возможностями», – говорит ректор академии Гия Гугушвили.