Грузинские политики при посредничестве зарубежных дипломатов продолжают заочный спор об избирательной системе. Сегодня власть и оппозиция немного сблизили позиции, однако, как выяснилось, до консенсуса далеко.
Власть и оппозиция продолжают на неформальных встречах при посредничестве дипкорпуса обсуждать возможные изменения избирательной системы. Оппозиция требует внести в Избирательный кодекс положение, согласно которому партия, набравшая менее 40% голосов, не имеет права на формирование правительства. Это предложение для власти оказалось приемлемым.
Не получается договориться по-прежнему по двум вопросам – освобождение задержанных оппозиционеров и порядок распределения мандатов. Оппозиция выступает за их распределение по следующей схеме: 130 по пропорциональным спискам и 20 по мажоритарным. Власти, до последнего времени предлагавшие соотношение 100 на 50, сегодня согласились на небольшую уступку – 110 на 40. Но считать задержанных оппозиционеров политзаключенными власть отказалась.
Your browser doesn’t support HTML5
Оппозицию это не устроило: предложенная «Грузинской мечтой» модель дает изначальное преимущество власти, считает один из лидеров оппозиции Георгий Вашадзе:
«Ежедневно меняющаяся позиция властей указывает на то, что наши совместные с международными партнерами усилия дают конкретные результаты. Но мы не собираемся тешить себя и общественность иллюзиями. К сожалению, они не собираются прекращать политические преследования, и у нас нет никакого прогресса в этом направлении. Поэтому будет ли достигнута договоренность, зависит от властей, их правильных действий. Что касается избирательной системы, то, если поступит нормальная инициатива, оппозиция будет за нее голосовать».
Лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе считает, что второе предложение оппозиции технически невыполнимо. По его словам, количество территориально-мажоритарных избирательных округов не может быть менее 40.
«Как вы представляете деление Грузия на 20 округов? То есть получается что 4-5 муниципалитетов будут объединены в один одномандатный округ? Меньше 40 даже географически невозможно нормальное деление. Все это приобретает несерьезный оттенок. Пусть представители 34 партий продемонстрируют реалистичный подход, и сообща внесем изменения», – предложил Мамука Мдинарадзе.
Часть оппозиции считает, что поле для маневра остается, говорит Нино Бурджанадзе:
«Весьма позитивно, что власти согласились снизить до 40% барьер по формированию правительства, но любому ясно, что они попытаются компенсировать эту уступку большим количеством мажоритарных округов. Мы в полной мере осознаем эту опасность».
К продолжению переговоров призывают и международные посредники. С этой точки зрения примечательно последнее заявление сопредседателя группы друзей Грузии в Конгрессе США Адама Кинзингера в интервью «Голосу Америки».
«Мы встревожены, когда видим, что на независимые телеканалы оказывается давление или политических лидеров повторно осуждают по одним и тем же делам. Все политические силы заинтересованы в том, чтобы найти выход и перенести борьбу к избирательным урнам. Ситуация нехороша для всех, в особенности для властей. Если мы не увидим прогресса вокруг избирательной системы, то, что мы сделаем, будет неожиданно для многих. Это мы решим здесь, в Соединенных Штатах Америки. Сохраняю надежду, что выход будет найден» – заявил конгрессмен.
Наблюдатели признают, что времени для выработки соглашения остается критически мало. Политолог Вахтанг Дзабирадзе поделился арифметическими выкладками сторон:
«Я считаю, что если правительство при модели 120/30 выигрывает во всех 30 мажоритарных избирательных округах, оно должно располагать по меньшей мере 46 мандатами по пропорциональной схеме, чтобы получить большинство в парламенте. 40% из 120 – 48 мест. Это большинство. Но если «Грузинская мечта» получит 39% по пропорциональным спискам, она не сможет сформировать правительство в одиночку. Поэтому думаю, что наиболее легко достижимым компромиссным вариантом в нынешней ситуации является 120/30. Если же у оппозиции даже нет шансов выиграть ни одного мандата в 30 мажоритарных округах, тогда непонятно, о чем мы вообще говорим».
По мнению политолога, до выборов многое будет зависеть от принципиальной позиции западных партнеров. Что касается расклада после 31 октября, то здесь решающее слово по формированию большинства может перейти к силам, которые пока не участвуют в переговорном процессе, – это, прежде всего, «Альянс патриотов», а также внушительная группа независимых депутатов, покинувшая ряды «Грузинской мечты».