«Снова отравление и покушение на убийство»?

Едва оправившись от острейшего политического кризиса 9-12 января этого года, за двадцать дней до назначенных на 22 марта повторных президентских выборов Абхазия вновь замерла в растерянности и даже ужасе перед неизвестностью в общественно-политической обстановке. Имею в виду, конечно, госпитализацию вчера утром кандидата в президенты республики от объединенной оппозиции Аслана Бжания. Напомню, что ему стало плохо по дороге в Абхазию из Сочи, куда он прилетел из Москвы, – точно так же, как это было в середине апреля 2019 года, что усиливает ощущение дежавю. И тогда он тоже считался одним из фаворитов президентских выборов (2019 года), но на сей раз уже был зарегистрирован в качестве кандидата и возвращался из Москвы, где провел пресс-конференцию и встречу с избирателями, представляющими московскую абхазскую диаспору. Кстати, буквально минут за 15 до того, как я услышал об этой госпитализации, разговаривал по телефону с москвичом, одним из участников той встречи, и он делился своими впечатлениями о ней.

Примечательно, что первые сообщения о случившемся вчера, появившиеся в абхазском сегменте соцсети «Фейсбук», были встречены некоторыми сторонниками Аслана Бжания с недоверием и расценены ими как фейк, как безнравственная выдумка оппонентов в развернувшейся предвыборной информационной войне. Но потом появились и сообщения СМИ со ссылками на источники в окружении Бжания.

Your browser doesn’t support HTML5

«Снова отравление и покушение на убийство»?

Сообщение о том, что поначалу кандидат в президенты был госпитализирован в больнице поселка Красная Поляна, из-за недостатка достоверной информации породило у некоторых предположения, что он решил отдохнуть на этом горнолыжном курорте, но потом я услышал такое объяснение: просто эта клиника считается в ближайшей округе лучшей. Вечером на вертолете, после введения его в медикаментозную кому, Аслан Бжания был доставлен в Краснодарскую краевую больницу №1. Сегодня СМИ сообщили со ссылкой на источник в медицинских кругах: «В состоянии Бжания наблюдается позитивная динамика. Больной двигает руками, ногами, головой и реагирует на вопросы, отвечая кивками».

Читайте также Москва – Сочи – медикаментозная кома

Конечно, тут же появилась масса версий того, что с ним случилось: от убежденного: «Снова отравление и покушение на убийство» до «А может, просто переутомился в изнурительной избирательной гонке, и это рецидив перенесенной в прошлом году тяжелой болезни?» Не вижу сейчас смысла в обсуждении всех подобных версий и сроков возвращения Бжания к активной жизни, ибо это задача со слишком большим количеством неизвестных, а вот о вариантах выхода страны из очередного политико-правового тупика поговорить имеет смысл.

Хотя одна оптимистичная интернет-форумчанка из числа сторонников Бжания пыталась уверить других его сторонников на форуме, что Аслан Георгиевич уже через десять суток встанет на ноги и «в строй», они в такую возможность явно не верят. Выдвигать ему на замену уже никого нельзя – выдвижение кандидатов завершилось три недели назад, 11 февраля. И, похоже, объединенная оппозиция допустила просчет, когда не выдвинула наряду с ним и еще одного своего представителя в качестве дублера. Впрочем, наша жизнь настолько непредсказуема… Отменять выборы в случае, если один из кандидатов по тем или иным причинам «сошел с дистанции», закон, разумеется, не позволяет, о чем сразу же публично напомнил вчера председатель ЦИК Тамаз Гогия. Но просто невероятно было представить себе, что оппозиция смирится с ситуацией, если на выборах 22 марта останутся две кандидатуры – Адгур Ардзинба и Леонид Дзапшба, то есть представители в общем-то одного политического лагеря. Ведь, по их мнению, выборы в таком случае лишь формально останутся легитимными, а по сути перестают быть честными и теряют смысл.

Дело даже не только в оппозиции. Пару недель назад один мой знакомый сухумец, из числа весьма многочисленной части избирателей, откровенничал со мной: «Мне, если хочешь знать, даже не столь важно, кто станет победителем на выборах, лишь бы это произошло с большим отрывом от основного соперника, чтобы тот не мог заново оспорить результаты». Так вот, не сомневаюсь, что тот мой собеседник уверен сейчас в бессмысленности подобных выборов без выбора и чреватости их новыми потрясениями. Ведь, как пошутил как-то недавно интернет-пользователь оппозиционных убеждений, «наш бронепоезд стоит на запасном пути в Донбассе» (имея в виду Героя ДНР Ахру Авидзба).

Впрочем, думаю, что лидеры противоборствующих лагерей постараются все же как-то договориться. Все (по крайней мере, выступавшие публично) позитивно оценили вчерашнее решение предвыборных штабов кандидатов в президенты Адгура Ардзинба и Леонида Дзапшба приостановить агитационную деятельность, включая встречи с избирателями. Не раз звучало, что они поступили благородно. Не оспаривая это, скажу, что, на мой взгляд, они поступили, прежде всего, разумно. Ибо продолжать в данной ситуации эту деятельность – значило бы вызвать на себя возмущение значительной части общества.

Один из активных сторонников Бжания написал в интернет-форуме: «Мудрый шаг и благородный, нужно снижать накал. Было бы правильно, чтобы все кандидаты отказались от выборов, и нужно назначать новые и формировать новые команды».

Только между приостановкой агитационных кампаний и снятием своих кандидатур с выборов – дистанция огромного размера. К тому же кандидаты в президенты действуют в составе политических команд, среди которых много нежелающих «сдавать позиции», что бы там ни было.

Активист «Фейсбука» написал вчера: «Хочу внести свои пять копеек в обсуждение сложившейся ситуации. Если большинство избирателей не придет на выборы 22 марта, то они будут признаны несостоявшимися, и придется назначать их еще раз, и это будет выходом». Кто-то резко ответил ему: «Оставь свои пять копеек себе».

Сегодня на площадке у здания кабмина в Сухуме собралось около трехсот требующих новых отставок, в том числе руководителей силовых структур. Заместитель руководителя предвыборного штаба Аслана Бжания Леонид Лакербая заявил, выступая перед участниками акции, что в случае, если Бжания не сможет принять участие в выборах по состоянию здоровья, штаб будет ставить вопрос о переносе даты голосования. Но на какой срок? И предусмотрено ли такое законом о президентских выборах?

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия