На этой неделе президиум югоосетинского парламента обсудил создание сразу двух комиссий: по изучению ситуации, сложившейся в системе здравоохранения, и совместной согласительной комиссии правительства и парламента РЮО по вопросам делимитации и демаркации государственной границы. Президиум принял решение вынести эти инициативы на обсуждение сессии.
Основанием для создания первой комиссии, по словам спикера Алана Тадтаева, послужило письмо парламентариям от министра здравоохранения Георгия Тотчиева. В нем он просит изучить ситуацию «по кадровому обеспечению службы, лекарственному обеспечению граждан республики, централизации управления отрасли и соответствию квалификационным требованиям медицинских работников».
По поводу того, что происходит в Минздраве, мы знаем, что мы ничего не знаем. Около месяца звучат какие-то претензии в адрес ведомства по поводу расходования средств и лекарственного обеспечения, а также заявления по поводу необоснованности этих претензий. Ничего конкретного нам не сообщают, потому что государство закрыто от общества. И только по бульканью пузырей, по кругам на воде мы можем догадаться, что где-то там, на дне, дерутся караси.
Your browser doesn’t support HTML5
С конца февраля Минздрав проверяет Генпрокуратура. Четыре следственные группы проверяют склады медикаментов, государственное аптечное управление, республиканскую больницу, поликлиники. Министр Тотчиев явно не надеется на объективную проверку, иначе не настаивал бы на парламентской комиссии. Если выводы двух проверок окажутся неидентичными, то одну из них можно будет оспорить при помощи другой.
Депутат парламента Давид Санакоев, который принимал участие в обсуждении на президиуме, высказал свое мнение по поводу этой комиссии:
«Мое мнение, например, по первой комиссии – здравоохранение: там на сегодняшний день проходит прокурорская проверка. Прокурорская проверка еще не завершена. Есть определенные нюансы. Что будет делать комиссия, которая будет создана парламентом? Не совсем понятно. Я не знаю, к чему это все может прийти. То есть для чего она создается? Эти вопросы появились не сейчас, эти вопросы накапливались долгое время. И там сейчас и так проходят проверки, которые устроили соответствующие органы».
Читайте также Власть просит показать ей границы
Вторая комиссия, которая может быть создана, если ее одобрит сессия парламента, – по делимитации и демаркации границы. Это продолжение цнелисской истории. Напомню: 24 августа прошлого года грузинские силовики вошли на территорию Южной Осетии и выставили полицейский пост над селом Цнелис на западе республики. В сентябре оппозиционные депутаты предложили разобраться, как такое могло случиться. С этой целью они инициировали парламентские слушания с участием чиновников, которые в разные годы занимались вопросами делимитации и демаркации государственной границы с Грузией.
Многие тогда припомнили, что за год до этих событий работала специальная парламентская комиссия по демаркации и делимитации границы во главе с депутатом Русланом Тедеевым. Вспомнили и алармистские выводы комиссии: немедленно огородить западный участок границы и выставить там посты, иначе это сделает Грузия. Президент тогда демонстративно проигнорировал выводы комиссии, а в ту пору спикер парламента Петр Гассиев на протяжении полугода снимал слушание доклада с повестки сессии. Свои действия он объяснял личной просьбой Анатолия Бибилова.
Месяцем раньше или позже парламентские слушания должны были добраться и до этого сюжета. Вполне понятно, что в этом не были заинтересованы ни глава республики, ни его люди в заксобрании. Товарищам повезло – вскоре после начала слушаний случилось избиение заключенных в цхинвальской тюрьме. Двадцать депутатов потребовали отставки министров внутренних дел и юстиции, как ответственных за истязания арестантов, и последующие два месяца мы наблюдали за тем, как президент и спикер обламывали депутатов.
Теперь парламентарии хотели бы продолжить слушания, но им предлагают нечто иное. Вместо того чтобы разобраться, из-за каких конкретно ошибок случился цнелисский кризис, – вновь создать комиссию по демаркации и делимитации и следующие полгода бегать с навигаторами вдоль колючки.
В интервью моей коллеге Ирине Келехсаевой лидер партии «Единство народа» депутат Владимир Келехсаев усомнился в целесообразности обеих комиссий. «На самом деле, кто поставлял лекарства, с кем они заключали договоры, по чьей вине по сегодняшний день в больнице, допустим, нет этих лекарств? Поэтому я думаю, что эффекта никакого не будет. Знаю, что прокуратура занимается этим вплотную, давайте дождемся, что прокуратура ответит».
До нашего созыва была и комиссия по границе, продолжает Келехсаев: «И тогда на самом деле ребята, депутаты, вплотную поработали очень хорошо. Можно им сказать спасибо огромное. Они даже пешком сами ходили там, где они хотели провести ту линию границы. И этот вопрос они поднимали на сессиях. И почему-то тогда их никто не услышал. И сегодня наши соседи, которые поставили на нашей границе пост… В свое время депутаты озвучивали, что если это наша граница, то давайте поставим там наш пост.
– Если депутаты проголосуют за создание очередной комиссии по демаркации и делимитации, чем она может спасти ситуацию?
– Я тоже этого не очень понимаю. Для чего создавать третью комиссию, если на самом деле до этого нормально поработали (депутаты)».
На этой неделе Freedom House опубликовал отчет о состоянии свободы в мире за 2020 год. В докладе под названием «Свобода в мире 2020: борьба за демократию без лидеров» отдельно указаны уровни свободы в Абхазии и Южной Осетии.
Согласно выводам экспертов Freedom House, Грузия с 61 баллом из 100 возможных попала в число «частично свободных» стран. За «политические права» – 24 балла и «гражданские свободы» – 37 баллов. В число несвободных стран попала Россия с 20 баллами, у нее пять баллов «за политические права» и 15 – за «гражданские свободы».
Измерили эксперты уровни свободы и на территориях двух республик – Абхазии и Южной Осетии. Абхазия оказалась в списке «частично свободных» с 40 баллами. За «политические права» – 17 баллов и «гражданские свободы» – 23 балла.
А вот Южная Осетия попала в число «несвободных стран», набрав всего 10 баллов. Два балла из 100 возможных – за «политические права» и восемь – за «гражданские свободы». В мировом рейтинге Южная Осетия на одной строчке с Азербайджаном между Ливией и Сомали с одной стороны и Йеменом и Суданом – с другой.
Читайте также Нет свободы в вольном обществе
Можно по-разному относиться к мнению западных институтов к происходящему на Южном Кавказе, но не в этом случае. Потому что на этот раз заключение Freedom House совпадает с мнениями, которые звучали в самой Южной Осети в 2018 и 2019 годах.
Это и массовые нарушения закона на выборах в парламент, начиная от периода регистрации кандидатов, на которые без видимых причин не допустили больше половины желающих баллотироваться, и нарушения при подсчете и подведении итогов. Впервые в Южной Осетии Минюст в течение двух лет не позволил зарегистрироваться ни одной политической партии. Впервые избивали заключенных. И впервые после перехода Ленингорского района под юрисдикцию Цхинвала закрыли пункты пропуска в Грузию даже для больных, нуждавшихся в экстренной госпитализации, из-за чего многие из них умерли.
По словам председателя общественного движения «За парламентско-президентскую республику» Роланда Келехсаева, именно этим выводы Freedom House и неприятны – они слишком похожи на правду:
«Это неприятно, потому что запрос в обществе на демократию существует. У нас всегда был запрос на гражданские и политические свободы. Мы это доказали в ноябре 2011 года во время «Снежной революции». И до этого, в самых тяжелых условиях войны у нас регулярно сменялась власть: в кресле президента никто не засиживался. Надо сказать, что все президенты избирались именно на волне этого запроса. Они обещают нам демократию, мы за них голосуем, а потом получаем вот такие низкие оценки».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия