Традиционным грузинам очень часто приходится объяснять: какая нам польза от Запада? Многие из них, в силу ущербности своего сознания, не могут понять разницы между Брюсселем-Вашингтоном и Москвой. Их основная идеология – «Вчера нами командовала Москва, сегодня Европа и Америка, нам-то какая разница?»
Объяснить им, какая разница, – довольно непросто, поскольку сложные объяснения они не понимают, а простые умещаются в одно-единственное – деньги. Где проще заработать легкие деньги – в Европе или России? Кто щедрее – европейцы или русские?
Ответ на эти вопросы очевиден, и по этой причине они никак не могут понять: если финансовой выгоды от Москвы больше, чем от Вашингтона, тогда в чем разница? Чем «американское командование» лучше российского?
На днях мы все, целой страной, от мала до велика, стали свидетелями того, почему «западное управление» лучше. И получили совершенно ясный и четкий ответ на вопрос: почему нам выгодно находиться в сфере влияния Запада?
Your browser doesn’t support HTML5
В воскресенье в Грузии наконец-то, судя по всему, завершился острый политический кризис, который начался в июне 2019 года и чуть не стал причиной скатывания страны в махровый авторитаризм – с политзаключенными, с активистами, получающими сроки за хулиганство, с партийными лидерами, сидящими в тюрьмах, непонятно за что...
В воскресенье все это подошло к концу. Оппозиция и власть договорились о главном – о новой избирательной системе: 120 депутатов по партийным спискам, 30 – по мажоритарным.
Грузия сделала значительный шаг вперед в деле формирования политической культуры и возвращения к демократическим ценностям хотя бы в той дозе, в которой они были до 20 июня 2019 года, когда все эти неприятности начались.
Новое законодательство – это не гарантия чего-либо. Это – всего лишь шанс, который может быть использован, а может быть, и нет. И автором этого шанса на демократию является вовсе не мудрый грузинский народ и не какая-либо его, пусть даже самая продвинутая часть. Автором этого прорыва явился коллективный Запад в лице европейских и американских дипломатов, которые все эти месяцы вели активные переговоры с властью и оппозицией.
Это было нужно не европейцам – у них с выборами все в порядке, и от наших выборов им ни жарко, ни холодно. Это было нужно не американцам, которые вообще за океаном, и лишь немногие из них знают, что Джорджия – это не только американский штат, но и целая страна, где-то там, на краю земли.
Это нужно не Соросу, не европейскому гей-сообществу, которое мечтает завербовать всю Грузию, это нужно не Международному валютному фонду, который хочет лишить Грузию промышленности и превратить ее в рынок сбыта европейской продукции.
Это нужно только и только народу Грузии. Который, судя по всему, понимает это значительно меньше, чем западные дипломаты.
Если в результате компромисса, вырванного западными дипломатами в воскресенье, стране суждено сделать хоть один шаг вперед, то пусть местные аборигены не приписывают это своей сказочной сознательности, политической зрелости и готовности мерзнуть на улице до получения результата.
Увы, пока европейские и американские дипломаты пытались поставить Грузию на более или менее правильный путь, сами грузины в большинстве своем спали беспробудным сном, пару раз проснувшись на короткий срок, а затем снова впав в спячку.
Так что, дорогие мои соотечественники, – в нынешнем прорыве никакой вашей заслуги нет... Грузию в очередной раз выручил коллективный Запад.
Именно Европа и Штаты дают Грузии шанс на то, чтобы вылезти из постсоветской ямы. Все реформы, благодаря которым Грузия сегодня вообще существует как государство, были осуществлены с самым активным и непосредственным участием западных союзников. Именно благодаря активистам общественных организаций, финансируемых Западом, стало возможным хотя бы небольшое изменение национального менталитета, которое мы сейчас имеем, – открытость общества, терпимость к меньшинствам и различным мнениям, словом, все то, что отличает цивилизованное общество от глухого патерналистского. Все это – заслуга коллективного Запада.
Если бы выбор был за традиционными грузинами, мы бы сегодня не на патруль смотрели, который не берет взяток, а имели бы по вору в законе в каждом подъезде.
Кухарки, которые не умеют управлять кухней, но рвутся управлять государством, – вот основной контингент, который не устает ныть по поводу того, что «Запад диктует нам, как жить».
Спасибо скажите, что диктует, иначе вы бы тут так развернулись, что лет через пять на этой территории остались бы одни тараканы...
Я не знаю, как западным дипломатам удалось вынудить власть идти на уступку, которая не только значительно усложнит ей жизнь на выборах, но и практически полностью исключает возможность получения конституционного большинства. Чем они пригрозили Бидзине и его команде – никто не знает, но я уверен, что угроза имела место, так как добровольно он бы не уступил ничего.
Возможно, это были санкции на личное имущество Бидзины, которое в большом количестве находится на Западе. Возможно, ему пригрозили отменой безвизового режима, так как он не положен стране, в которой выборы проходят с грубыми манипуляциями, а политические лидеры сидят в тюрьмах второй раз по одному и тому же делу.
В общем, так или иначе, но совершенно очевидно, что давление – тихое, незаметное, шепотом на ушко, – имело место. Что ж, авторитарный откат приостановлен, страна получила шанс на то, чтобы наконец сделать хоть шаг вперед.
Но шанс – не гарантия. 120 на 30 – это модель, которая дает оппозиции возможность, но при этом надо понимать, что борьба будет беспощадная, за каждый голос, за каждого избирателя. Грузии пока только предстоит использовать шанс, подаренный союзниками.
Ну а что касается «диктовки», – то не вижу в этом ничего постыдного. Сегодня Грузия – в третьем классе средней школы, и со стороны третьеклассника говорить учителю «без тебя разберусь» – это верх безрассудства.
Грузия находится на начальной стадии развития и много чего не знает, но это нестрашно. Незнание и неумение – не грех. А вот упорство в незнании и нежелание слушать того, кто знает, – вот это – настоящий грех.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции