В Южной Осетии проходят мероприятия, посвященные столетию геноцида осетинского народа. На уровне государства создана комиссия по увековечиванию памяти событий 20-х годов прошлого века. Президент Анатолий Бибилов поручил донести до мирового сообщества информацию об этом событии и установил недавним указом в Южной Осетии 20 июня Днем памяти жертв геноцида осетин.
Комиссия по мемориализации геноцида на прошлой неделе утвердила его эмблему, автором которой стала журналистка из Северной Осетии. Хотя решение комиссии вызвало горячие споры в социальных сетях, оно остается пока неизменным.
Исторический ракурс, рассказывающий о событиях столетней давности и дающий основание признать их геноцидом, озвучивают югоосетинские историки: с 1917 по 20-е годы количество осетин, проживающих в Южной Осетии, снизилось на 67 процентов. После распада Российской империи, 26 мая 1917 года Грузия провозгласила свою независимость и предъявила территориальные претензии Южной Осетии. 6-9 июня 1917 года в поселке Дзау состоялся первый съезд Национального совета Южной Осетии, где было принято решение о свободном этническом и политическом самоопределении. Начались карательные операции в отношении осетин, в результате которых, согласно официальной статистике, во время бойни и бегства погибли 4812 человек.
Your browser doesn’t support HTML5
Как для человека, живущего здесь, человека, обладающего исторической памятью, говорит в беседе с «Эхом Кавказа» журналист Фатима Турманова, человека, который слышал рассказы бабушки о тех ужасах, которые произошли тогда, в двадцатых годах, когда ее через перевал отец нес на руках: «Погибли в пути ее братья, сестры, там были такие страшные вещи. Вот это как-то откладывалось в детской памяти. Но тогда это преподносилось как классовая борьба. Так вот признает сам этот факт мировое сообщество или не признает, лично для меня не имеет никакого значения. Конечно, это было бы очень хорошо. Это не для Осетии нужно: если бы это признали когда-то давно, может быть, не было бы потом Холокоста. Невинных людей ради любой идеи убивать нельзя. Вот в чем смысл. Сейчас это было бы конечно идеально (признание факта), это не столько Осетии нужно, сколько в принципе человечеству нужно. Как и признание армянского геноцида. Должны знать все нынешние и последующие поколения всю правду о том, что тогда произошло».
Признание факта геноцида осетинского народа на международном уровне абсолютно важно, считает югоосетинский политолог Дина Алборова. «В этом году у нас столетие геноцида двадцатых годов. И проводить разные мероприятия в рамках Южной Осетии, конечно, тоже нужно и важно, потому что мы тоже обновляем свою память, и это передается следующим поколениям. Но для нас сейчас самое важное, чтобы эта тема обсуждалась на разных международных площадках. Потому что в рамках отдельно взятого государства и обсуждение этих вопросов только в рамках Южной Осетии не привлечет международного внимания. Поэтому нам важно как можно шире освещать эти события. Если есть возможность, например, осветить эти события на международных научных конференциях, будь то какие-то семинары ил круглые столы экспертных сообществ и так далее. Этот вопрос обязательно должен обсуждаться на всех уровнях. Мы должны привлечь внимание. Я хочу сказать, что это, конечно, результат не одного дня работы. Посмотрите, что происходит с признанием армянского геноцида. До сих пор нет однозначного признания всех стран. Это поэтапное, постепенное решение этого вопроса. Но главное, что продвигаться в этом направлении нужно».
Необходимо привлечь хороших экспертов по международному праву, говорит Алборова, которые бы четко определили эту дефиницию, дали бы объяснение. Нужен и большой пласт архивных материалов, которые нужно изучать. Одним из выходов на международные площадки, по мнению политолога, могут стать Женевские дискуссии по безопасности в Закавказье: «Конечно, ресурсы у нас ограничены, но я думаю, что есть такой формат, как Женевские дискуссии, есть сопредседатели Женевских дискуссий, которых тоже можно заинтересовать и привлечь. Можно сделать такой запрос, что есть такой интерес и такая необходимость. Можно инициировать проведение на международной площадке какого-нибудь мероприятия, которое посвящено этим событиям. А так я думаю, что мир, наверное, готов нас выслушать. Но иногда мы… Мы уже так привыкли, что от нас все закрываются, что уже и не думаем в этом направлении. Но пытаться всегда надо. Даже если двери закрыты, есть окна, форточки, щели. То есть всегда можно найти какой-то выход».
Президент Южной Осетии уже поручил полпреду по вопросам постконфликтного урегулирования Мурату Джиоеву поставить вопрос о геноциде в 1920-х годах на Женевских дискуссиях, которые пройдут в конце марта – начале апреля этого года. В сентябре 2019 года создать рабочую группу, которая изучит обращение югоосетинского парламента о признании геноцида, приняли решение и в Госдуме Российской Федерации.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия