Сессия парламента по вопросу внесения поправок в закон «О декларировании доходов, расходов, имущества государственными служащими и депутатами», к которой призывали 11 дней участники голодовки на площади Свободы и общественность, наконец состоялась. Депутаты слегка скорректировали и приняли закон. Участники акции на площади Свободы объявили о ее завершении.
Депутат Астамур Логуа зачитал проект решения и попросил депутатов принять поправки в закон «О декларировании доходов, расходов, имущества государственными служащими и депутатами», на которых настаивают участники акции на площади Свободы, в первом и окончательном чтении.
Представитель президента в парламенте Дмитрий Шамба проинформировал депутатов о решении и. о. президента Валерия Бганба присоединиться к Конвенции ООН против коррупции. По поводу предлагаемых поправок заметил, что требование публиковать номера личных телефонов декларантов и членов их семей надо исключить, а вступление закона в силу привести в соответствие с обычной процедурой: закон вступает в силу только после того, как его подпишет президент и он будет опубликован.
Your browser doesn’t support HTML5
Астамур Логуа ознакомил депутатов с заключением правового и аналитического отдела парламента, суть которого в том, что предложенные поправки противоречат статьям других законов и не могут быть приняты: «Пункт первый законопроекта противоречит статье 2 закона Республики Абхазия о декларировании доходов, имущества и обязательств имущественного характера судей Республики Абхазия и семейному кодексу РА. Пункты 6 и 7 противоречат статье 31 закона РА «О банках и банковской деятельности», предусматривающей банковскую тайну. Пункт 8 законопроекта противоречит закону «О государственной тайне». Пункт 10 законопроекта противоречит статье 2 закона РА «О порядке опубликования и вступления в силу законов РА и других актов, принятых парламентом Республики Абхазия». Значит, внесение изменений в не вступившие в силу законы законодательством не предусмотрены. Данный законопроект не может быть принят в первом чтении до принятия и вступления в силу закона РА «О государственной службе».
Илья Гуния назвал политическим акт принятия закона. Все понимают, что он сырой и работать в таком виде не будет, но его нужно принять, чтобы прекратить голодовку: «Вчера у нас была большая делегация людей, которым мы тоже объяснили, что в таком виде закон не может работать, он противоречит массе других законов, у нас было принято решение сегодня провести сессию с одной только целью: люди, которые сидят на голодовке одиннадцатый день, их здоровью и жизни угрожает опасность. Многие пытались их поднять, они не встанут ни в какую, если эти поправки не будут приняты. Мы приняли решение, что это будет политическое решение, закон не будет работать в полную силу, будем считать, что это – первый шаг к тому, чтобы 20-я статья прижилась у нас в Абхазии, начала работать и люди начали декларировать свои доходы».
Батал Табагуа предложил исключить из круга декларантов братьев и сестер, аргументы были не слишком убедительные: «причем тут братья и сестры» и «какое ихнее дело». Его поддержал и Батал Айба, который сказал, что «взрослые братья и сестры могут жить и вне Абхазии, при этом они не являются членами семьи декларанта».
Депутаты проголосовали, и большинство не поддержали предложение Табагуа.
Одни депутаты говорили о том, что закон сырой и принимать его нельзя, такие формы давления, как голодовка, не приемлемы; другие – что на них лежит ответственность за жизни и здоровье тех, кто объявил голодовку.
Читайте также Протест против коррупции в Абхазии нарастаетАлександр Анкваб назвал закон «правовым мусором» и призвал коллег никуда не торопиться и доработать закон: «Подобного рода законами и проектами должен заниматься профильный комитет. То, что здесь представлено, – это очень сырой документ, это правовой мусор, за который голосовать нельзя, потому что заключение службы правовой абсолютно ответственно. Что за спешка, сегодня мы проголосуем или завтра? Давайте профильный комитет доработает, завтра у нас продолжение заседания, давайте завтра рассмотрим. В таком виде нельзя, просто нельзя. Этот закон никто не сможет исполнять. Я за такой проект закона голосовать не собираюсь. Предлагаю внимательно отнестись к заключению правовой службы и отреагировать на это заключение».
Никто из депутатов не пояснил, что мешало им доработать, привести в соответствие с другими законами и согласовать с представителями инициативной группы проект закона за те два года, которые он находился в парламенте, неоднократно обсуждался и голосовался, и почему в результате их работы он оказался «таким сырым» и недоработанным?
Долгие споры были прекращены после предложения принять поправки в том виде, в каком они поступили от участников акции, и по мере применения закона дорабатывать его.
Депутаты одобрили предложенные Дмитрием Шамба изменения и исключили требование публиковать личные номера телефонов декларантов и членов их семей, а вступление закона в силу привести в соответствие с закрепленной в Конституции процедурой: после того, как его подпишет президент, и с момента опубликования.
Потом состоялось голосование за проект поправок в закон «О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера государственными служащими и депутатами», по итогам которого закон был принят.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия