Как грузинские учителя и ученики адаптируются к дистанционному обучению? Из-за вспышки коронавируса в Грузии школы закрыты до 1 апреля. Ранее были продлены весенние каникулы, но с 16 марта в грузинских школах начались онлайн-уроки.
Грузинские соцсети пестрят видеокадрами онлайн-уроков. Дети также стали частыми гостями телепередач, включаясь в эфир из дома, весело рассказывая, как им это нравится, но, конечно же, как они признаются, общаться с одноклассниками и даже с учителями вживую намного приятнее.
Старшеклассники – понятно, им все легко, их и так не оторвать от гаджетов и девайсов. Но для учеников младших классов и их родителей дистанционное обучение стало дополнительным стрессом и вызовом, которые, по всей видимости, долго не превратятся в рутину.
Ната – ученица шестого класса одной из публичных школ Рустави. Ее мама, Марина, рассказывает, как дистанционное обучение выглядит в их случае:
«Учительница математики создала группу для тех, у кого есть интернет, выкладывает там видеозаписи, в которых она объясняет урок. Мы скачиваем это видео, потом решаем примеры, я снимаю фото выполненного задания и отсылаю по мессенджеру. А выученный урок, когда ребенок устно рассказывает, я записываю на диктофон и отсылаю тоже учительнице в аудиоформате на Facebook».
Your browser doesn’t support HTML5
Марина – домохозяйка, соответственно, у нее есть время, чтобы сидеть с ребенком и помогать ему готовить уроки. Такой роскоши нет у тех мам, которые работают.
С какими проблемами сталкиваются такие женщины, рассказывает журналист Настасия Арабули. Она может работать дистанционно, но при наличии семи- и пятилетней дочерей – это серьезное испытание:
«Я водила детей в такую школу, где они находились до 6 часов вечера. В это время я могла дистанционно работать. А теперь мне приходится разрываться. Ребенок семи лет не может и не должен разбираться в компьютере, соцсетях. Потому считаю абсурдным введение этих онлайн-уроков с заданиями. Для них нужен хороший мобильный телефон или компьютер, принтер, сканер и хороший интернет. Я не знаю, у кого такой офисный комплект дома. У меня нет».
Ко всему, продолжает Настасия, добавилось и то, что многие родители не могут рассчитывать на помощь дедушек и бабушек. Они пожилые, соответственно, находятся в группе риска. Многие отказались от услуг нянь и уборщиц – они тоже не рискуют пользоваться общественным транспортом.
И все это ложится на плечи мам. При этом, отмечает Настасия Арабули, нужно сохранять спокойствие:
«Дети ведь тоже понимают, что что-то не так, нужно постоянно быть с ними спокойной, чтобы не перепугать их. Нужно их выводить на воздух, максимально стараться с ними играть, читать, нельзя отказываться от графика, режима дня, который у них есть обычно. Но не всегда это получается. Мы выходим в парк Ваке очень поздно, из-за этого не получается укладывать детей пораньше».
Есть опасения, что вместо 1 апреля учеба начнется гораздо позже, или вообще объявят академическую отсрочку семестра. Все зависит от того, насколько в Грузии удастся справиться с распространением коронавируса.
Вопросов множество. Как, к примеру, быть с детьми, у которых нет доступа к интернету, нет компьютера?
Грузия лидирует в Европе по количеству детей, живущих в крайней бедности. Дети по-прежнему остаются наиболее уязвимой группой в грузинском обществе, не раз заявляли представители грузинского офиса детского фонда ООН ЮНИСЕФ. Организация в 2015-м заявляла, что 50 тысяч детей в Грузии живут в условиях крайней бедности. Речь о детях, на содержание которых ежедневно тратится менее двух лари. Еще более 200 тысяч детей живут за чертой бедности – расходы на них составляют менее пяти лари ежедневно.
И за эти годы проблема не решена. В отчете ЮНИСЕФ-2018 говорится:
- 6 из 10 детей в возрасте от трех до пяти лет из бедных семей, не имеют или имеют недостаточный доступ к детским книгам.
- Каждый пятый ребенок в возрасте от 15 до 18 лет из самых бедных групп не участвует в процессе образовании.
12 тысяч детей в Грузии не ходят в школу, сообщала организация в ноябре 2019 года.
Читайте также ЮНИСЕФ: 12 тысяч детей в Грузии не ходят в школу
В начале учебного года в 2019-м в Грузии было около 600 тысяч учеников средних школ. Всего в стране 2 313 публичных и 227 частных школ. У всех ли есть доступ к интернету, необходимые устройства для дистанционного обучения, и как правительство будет помогать детям из малоимущих семей, в Министерстве образования пока не комментируют. В ведомстве лишь уверяют, что работают интенсивно на всех направлениях.
Многие специалисты по вопросам образования отмечают, что сложившаяся система нанесет огромный удар по и без того слабой образовательной системе и что и так существующее социальное неравенство среди детей еще больше усугубится. В такой мрачной картине специалист по вопросам образования Натия Горгадзе пытается увидеть и позитивный момент:
«Это очень хорошая возможность для школ, системы образования для ускоренного и целенаправленного внедрения современных технологий и методологий в процессе обучения, без которого нет будущего».
Натия Горгадзе считает, что для этого Министерство образования должно быть более оперативным, а преподаватели в школах более креативными. Чего, впрочем, давно ждут от тех и других в Грузии.