Правительство России ограничило доступ иностранцев в страну в связи с пандемией коронавируса. С 18 марта по 1 мая закрыт въезд гражданам других государств. Российско-абхазская граница открыта лишь для жителей Абхазии, являющихся гражданами Российской Федерации. О сути ограничений и том, какова ситуация с экспортом и импортом товаров на границе, рассказал заместитель начальника Главного управления таможенного оформления и таможенного контроля Государственного таможенного комитета Республики Абхазия Саид Цвинария.
Анаид Гогорян: Саид Бесланович, расскажите, как работает этот режим на российско-абхазской границе? Касаются ли эти ограничения грузовых автотранспортных средств и сопровождающих их лиц?
Саид Цвинария: Что касается граждан, пересекающих абхазо-российскую границу: первое, в случае если у гражданина Абхазии есть гражданство России и подтверждающий это документ, никаких препятствий для пересечения границы не существует. Относительно перемещаемых товаров принято решение: транспортные средства, международные перевозки, которые осуществляют перемещение грузов, транзитов через Россию на территорию Абхазии или экспорт из России, вне зависимости от гражданства, которым они обладают, будут допускаться к пересечению границы. Это распространяется и на граждан Абхазии, не имеющих гражданства Российской Федерации, но при этом осуществляющих международную перевозку – в частности, экспортеров беспокоил этот вопрос, – также будут допускаться к пересечению границы. Относительно физических лиц, пересекающих границу на своем легковом автотранспорте, к ним тоже никаких ограничений нет. При наличии у водителя заграничного российского паспорта, подтверждающего факт наличия российского гражданства и наличие абхазского паспорта с пропиской, подтверждающей факт постоянного проживания на территории Республики Абхазия, никаких ограничений не существует. У нас никаких сбоев в работе нет, более того, что касается товарооборота, то наблюдается динамика роста.
Your browser doesn’t support HTML5
А.Г.: Конкретно какие товары завозят больше?
С.Ц.: У нас идет рост практически по всем товарным позициям. Поэтому говорить, что каких-то товаров стало массово завозиться больше и за счет этого товарооборот вырос, нет. У нас идет общий стабильный рост. Понятно, что коронавирус – это общая мировая проблема, но это на перемещении товаров никак не сказалось, на их количестве.
А.Г.: Речь идет о данных за последний месяц, два, полгода?
С.Ц.: Совершенно верно, мы анализировали за аналогичный период с 1 января по 18 марта 2019 года и за аналогичный период этого года.
А.Г.: С какими сложностями и трудностями вы сталкиваетесь?
С.Ц.: Сложность заключается в том, что, помимо ограничений, которые ввела Российская Федерация, есть еще ограничения, ранее принятые правительством Абхазии, согласно которым запрещен въезд на территорию Республики Абхазия граждан тех стран, с которыми у нас не установлен безвизовый режим. Как правило, перевозчиками товаров, импортируемых в Республику Абхазия, зачастую являются иностранные граждане. Один из выходов в сложившейся ситуации, в случае если гражданин ввозит товар, который должен импортироваться в Республику Абхазия, является гражданином той страны, с которой у нас визовый режим, то есть существует запрет, выходом из этой ситуации является то, что граждане Абхазии, представители импортирующей фирмы, отправляют своего водителя, который осуществляет ввоз данного товара на территорию Республики Абхазия. При этом государством параллельно принимается комплекс мер по недопущению данного вируса. У нас существует рабочая группа, в ее составе представители миграционной службы, представители Министерства здравоохранения и социального обеспечения РА, пограничная служба, которая курирует вопрос пересечения лиц через государственную границу, которая принимает необходимые меры – замер температуры и все остальное. Таможня в этом плане более сторонний наблюдатель, потому что мы являемся конечной инстанцией. После того, как все виды государственного контроля проходят, включая Государственную ветеринарную службу РА, пограничный, карантинный, при необходимости Госстандарта, медицинская служба, которая представлена, только после прохождения всех перечисленных контрольных мероприятий мы приступаем к своим обязанностям. Поэтому конкретно на работе таможни это никак не отразилось. В общем, существует сложность, из которой есть выход, когда наши граждане садились за руль грузового автотранспортного средства и завозили товар. Выход существует. Но он не совсем касается работы таможенных органов. До нас приходит товар, который прошел все виды государственного контроля, и мы со спокойной душой осуществляем возложенные на нас обязанности.
А.Г.: Что касается безопасности сотрудников Государственного таможенного комитета РА, какие-то меры предприняты? Маски, дезинфицирующие средства для рук и т.д.
С.Ц.: 17 марта к нам обратился начальник поста «Сухум» (морской пункт пропуска) с просьбой помочь обезопасить сотрудников. Нами было принято решение связаться с главным санитарным врачом РА Людмилой Скорик, буквально за считанные часы вопрос был решен. Нам были предоставлены защитные маски и перчатки. Что касается сотрудников ГТК, которые находятся на абхазо-российской государственной границе, на таможенном посту «Псоу», руководством также ставится вопрос, чтобы Минздрав оказал нам содействие в данном вопросе, чтобы мы могли обезопасить сотрудников. Ведется у нас взаимодействие и с Федеральной таможенной службой РФ. Буквально сегодня к нам в рабочем порядке обратился представитель, он поинтересовался о мерах, которые предпринимаются Государственным таможенным комитетом РА, и спросил, существует ли такая необходимость, чтобы Федеральная таможенная служба РФ оказала помощь Государственным таможенным комитетом РА в виде безвозмездной передачи средств защиты: перчатки и т.д.
А.Г.: Какова сейчас ситуация на абхазо-российской границе?
С.Ц.: Больших очередей при пересечении границы нет, тем более в связи с запретом, который сегодня в полночь введен Россией. Ажиотажа нет.
А.Г.: А что касается ввоза в Абхазию лекарственных средств?
С.Ц.: У нас наблюдается рост товарооборота фармацевтической продукции. В 2018 году товарооборот всей фармацевтической продукции составлял 93 миллиона рублей, в 2019 году за аналогичный период – почти 130 миллионов рублей и в 2020 году – порядка 135 миллионов рублей. Мы проанализировали ситуацию именно с ввозом интересующих всех защитных масок и перчаток, наблюдается следующая тенденция. В 2018 году было ввезено масок 9150 штук, в 2019 году – 38 567 штук и в 2020 году – 106 171 штука. Рост именно ввоза масок произошел в три раза.
А.Г.: Какова ситуация на абхазо-грузинской границе?
С.Ц.: Там полностью прекращено какое-либо перемещение. То есть, если существует ограничение на абхазо-российской границе, то на абхазо-грузинской границе нет перемещения в принципе. Граница закрыта.
А.Г.: Расскажите об экспорте товаров в Россию, что вывозят сейчас из Абхазии?
С.Ц.: У нас один из самых крупных экспортеров – это компания «Вина и воды Абхазии». Сегодня связывались представители винзавода, также мы на связи с Таможенной службой России, которую также интересует, как прошли формальности таможенные, пограничные на границе с Россией. Сегодня должна отправиться первая машина с винодельческой продукцией на территорию России. По итогам увидим общую картину, в случае если будут возникать какие-то проблемы, будем в рамках своей компетенции стараться принимать меры.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия