Южная Осетия отказалась от помощи Всемирной организации здравоохранения. Согласно источнику «Эха Кавказа», на этой неделе специалисты ВОЗ намеревались приехать в Цхинвал вслед за поездкой в Сухум, однако югоосетинское руководство заявило, что республика всем обеспечена из России. Между тем главный санитарный врач Марина Кочиева сегодня призналась в дефиците средств индивидуальной защиты и медикаментов на фоне угрозы распространения коронавируса. Сообщается, что руководство республики обратилось за помощью к России.
Сегодня на встрече с депутатами парламента главный санитарный врач Марина Кочиева сделала следующее заявление:
«Во время проверок медицинских учреждений республики выявлена нехватка в средствах индивидуальной защиты, во многих расходных материалах, лекарствах и т.д. Такая картина не только у нас наблюдается, но и во всем мире. В связи с чем было решено направить от имени председателя правительства Южной Осетии на имя председателя правительства РФ письмо с просьбой оказать республике помощь в этих материалах».
Читайте также Южная Осетия ищет защиту от коронавируса в РоссииВ России введен запрет на вывоз перечисленных наименований, тем не менее, сообщила Марина Кочиева, в правительстве РФ рассматривают вопрос об оказании помощи Абхазии и Южной Осетии. «Поэтому я думаю, что помощь в необходимом материале мы скоро получим, – отметила Кочиева. – А до тех пор в Южной Осетии будут исходить пока из своих запасов».
Your browser doesn’t support HTML5
Если перевести с чиновничьего на русский, это заявление означает следующее: мы не готовы к возможной вспышке коронавируса в республике. У нас нет необходимых запасов медикаментов, дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты. Поэтому надо срочно просить Москву, чтобы она выделила хоть что-то, но, надо полагать, на преодоление запрета уйдет какое-то время.
Это заявление вызывает массу вопросов. Например, такой: а что, Анатолий Бибилов во время недавнего вояжа в Москву не говорил об этом? А если говорил, то почему надо просить эту помощь сейчас? И второй вопрос: если все так плохо, то почему отказались от помощи Всемирной организации здравоохранения?
Напомню, 18 марта глава МИД Абхазии Даур Кове принял делегацию ВОЗ. В составе делегации были представитель ВОЗ Сильвиу Доменте, координатор программы по готовности к чрезвычайным ситуациям Василий Есенаманов, лабораторный эксперт Раду Коджокару, эксперт по вопросам профилактики внутрибольничного заражения Абдубуа Маруфов, а также представитель Программы развития ООН Луиса Винтон. В ходе встречи Даур Кове выразил обеспокоенность ситуацией, сложившейся в мире в связи с распространением коронавирусной инфекции:
«Ситуация, которая складывается в мире, требует от нас скоординированных действий. Я уверен, что мы достигнем определенных результатов, если будем работать сообща. Для нас очень важно, чтобы рекомендации ВОЗ по предотвращению и нераспространению коронавируса были представлены руководству, чтобы оно, в свою очередь, могло на основании данных рекомендаций принимать решения и действовать в соответствии с теми требованиями и нормами, которые будут предписаны».
В свою очередь Луиса Винтон рассказала о том, какая поддержка будет оказана Абхазии в борьбе в коронавирусом: это и консультации экспертов из ВОЗ, и обеспечение медикаментами. Винтон также отметила, что данная поддержка стала возможной благодаря помощи всех агентств ООН и USAID:
«Учитывая, что происходит в мире, это серьезное достижение, что мы смогли привезти сегодня в Абхазию экспертов такого высокого уровня, а также определенное количество медицинского оборудования и медикаментов. Нам удалось привезти с собой более 500 наборов для персонального ухода, более 600 литров антисептиков и около 500 литров антибактериального мыла».
Почему я так подробно об этом рассказываю? Потому что ВОЗ планировал провести аналогичную встречу в Цхинвале. Но, по информации информированного источника, югоосетинское руководство от встречи отказалось. МИД Южной Осетии ответил, что республика всем обеспечена из России, надеется только на нее и не ждет от международного сообщества никакой помощи.
По мнению югоосетинского политолога Дины Алборовой, такие шаги плохо выглядят как извне республики, так и изнутри. Это, по меньшей мере, безответственно в отношении своих граждан – отказываться от помощи во время глобальной угрозы гуманитарной катастрофы, говорит Дина Алборова:
«Людей из ВОЗ надо было впускать сразу. Мир находится в очень непростой ситуации, и мы в том числе. Тем более что эта организация не политическая, это даже не сопредседатели Женевских дискуссий. Это Всемирная организация, которая помогает людям. Подчеркиваю – не государствам, а людям. Чтобы людям было хорошо, чтобы они меньше болели, быстрее выздоравливали, а не умирали. Хочу поприветствовать решение правительства Абхазии. Очень мудрое решение – поддерживаю абсолютно! И абсолютно не понимаю решение моей страны не впускать этих людей. Я уверена, что нет ни одной аргументации в пользу такого решения».
У этого сюжета есть предыстория. Приблизительно три недели назад состоялась закрытая встреча в Гали между абхазскими и грузинскими медиками (понятно, что в таких мероприятиях участвует не только медперсонал). Инициатором встречи выступило абхазское руководство, обеспокоенное ситуацией с коронавирусом. О чем конкретно договорились, «Эху Кавказа» выяснить не удалось, но вскоре после этой встречи в Абхазию приехала делегация ВОЗ. Вряд ли простое совпадение.
По словам нашего источника, в надежде, что примеру абхазов последуют и южные осетины, Тбилиси предложил медицинскую помощь и Цхинвалу, но уже в формате открытого публичного заявления. Возможно, в этом и была ошибка (хотя почему ошибка, ведь здоровье югоосетинских граждан – это проблема Цхинвала, а не Тбилиси). Цхинвал ответил резким отказом и упрекнул Тбилиси в политических спекуляциях, а потом еще и встал в позу перед ВОЗ. Теперь оказывается, что эта поза была пустой.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия