Обозревая прошлую неделю, я высказала незамысловатый прогноз на нынешнюю, и как в воду глядела. 23 марта ЦИК огласил предварительные итоги выборов и назвал имя победителя – Аслан Бжания, кандидат поддерживаемый партиями «Амцахара», «Единая Абахазия» и экс-президентом Александром Анкваю набрал в первом туре более 50% голосов избирателей. Его оппонент Адгур Ардзинба обратился к своим сторонникам со словами благодарности и пообещал, что продолжит свою политическую деятельность, «направленную на созидание и защиту национальных интересов».
Сразу после избрания президента подали в отставку главы администраций двух районов – Сухумского и Ткуарчалского. Напомню: отставки главы Сухумского района Валерия Смыр и Ткуарчалского Аиды Чачхалия еще до выборов требовали сторонники Бжания – Аиду Чачхалия они не хотели, потому что она женщина, причины недовольства Валерием Смыр не оглашались. В результате давления оба главы администрации ушли в отпуск за свой счет. После победы Бжания на выборах главы этих двух районов, видимо, решили, что нет смысла возвращаться к своим должностным обязанностям и подали в отставку по «собственному желанию».
Your browser doesn’t support HTML5
Однако о выборах забыли в тот же день, когда официально были оглашены их результаты. Неожиданно выяснилось, что собственное здоровье интересует электорат куда больше, чем политики. Даже к первой пресс-конференции избранного президента Аслана Бжания все отнеслись безразлично: мысли людей были уже направлены на закупку впрок продуктов питания, обсуждение состояния медицины и всего того, что сопутствует распространению пандемии по всему миру. К тому же у избранного президента еще целый месяц до вступления в должность, поэтому к его персоне интереса пока нет. Все вопросы к и.о. президента Валерию Бганба, и все внимание к его решениям.
Особенную озабоченность жители Абхазии проявили по поводу государственной границы. Дело в том, что в сети появились видеокадры, на которых видна громадная очередь из машин, пересекающих российско-абхазскую границу в ночь на 22 марта. Скорее всего, связанно это было с хлынувшим из-за пределов страны в Абхазию электоратом, пожелавшим принять участие в выборах. Однако официальная версия звучит иначе – установка тепловизора создала пробки на границе. В версии много нестыковок, ну да ладно, потому как благодаря этой пробке возник вопрос о режиме на российско-абхазской границе. Тут все вспомнили, что отсутствует контроль за туристами, заезжающими в Абхазию, появились видео с экскурсий, которые проводятся в туристических местах, и все испугались проникновения инфекции.
И во вторник и.о. президента Валерий Бганба подписал распоряжение о новых мерах по защите населения от коронавирусной инфекции. Запретив проведение всех массовых мероприятий, деятельность всех свадебных залов, проведение экскурсий и въезд в республику иностранных граждан и лиц без гражданства. На абхазо-российской границе приостановлена деятельность магазинов беспошлинной торговли Duty Free.
С пятницы на карантин ушли все заведения общепита, закрыты все колхозные рынки, остановлено движение общественного транспорта. Каникулы в дошкольных, школьных учреждениях и вузах продлены до 7 апреля. Отменены школьные экзамены. Дезинфицируются места массового посещения. Госкомитет по стандартам, потребительскому и техническому надзору ввел дополнительные санитарные требования для продуктовых магазинов.
Правительство обратилось к организациям торговли с просьбой не повышать цены на товары первой необходимости, включая продукты питания, детские товары, лекарственные средства, медицинские изделия, средства дезинфекции и индивидуальной защиты.
Гудаутская районная больница подготовлена к возможному приему пациентов – она обозначена как резервный госпиталь. Здесь работает инфекционный корпус, рассчитанный на 70 коек. Сортировочные пункты установлены в республиканской больнице. Минздрав обратился за помощью в распространении информации к волонтерам, созданы горячие линии и районные штабы по оказанию помощи населению.
Сегодня и.о. президента обратился к парламенту с призывом принять решение о введении чрезвычайного положения, и депутаты парламента единогласно проголосовали. Режим будет действовать до 20 апреля. Конечно, и тут не обошлось без политики. Скорее всего, такие сроки продиктованы датой вступления избранного президента в должность. Инаугурация должна состояться 23 апреля.
Между тем надо отметить, что случаев заболевания коронавирусом в Абхазии не зарегистрировано. Поэтому немного невирусных событий.
Криминальная новость стала первой после окончания выборов. Утром 23 марта во дворе собственного дома был убит из автоматического оружия ветеран войны Валерий Айба. Прокуратурой города Гудаута возбуждено уголовное дело. Ветераны войны «Аруаа» требуют от генпрокурора и председателя СГБ взять дело под личный контроль.
23 марта Сухумский суд продлил задержание под стражей для лидера сухумского отделения партии «Амцахара» Мизана Зухба на два месяца. Напомню, что накануне выборов 16 марта Мизан Зухба и трое его подельников были задержаны после милицейской погони со стрельбой. Причиной преследования стала угнанная машина, впоследствии найденная сожженной в пригороде столицы. Следственные органы не оглашают версии, но известно, что у подозреваемых изъяты автоматы с глушителями и другое оружие. Во время дебатов кандидатов в президенты на прошлой неделе кандидат в президенты Адгур Ардзинба отметил, что подозреваемые на украденной машине были замечены милицейским патрулем недалеко от его дома.
24 марта в 7 часов утра завершился переток электроэнергии из России в Абхазию. На данный момент электроснабжение страны осуществляется комплексом Ингур ГЭС, который находится в совместном использовании Абхазии и Грузии. Переток осуществлялся с 1 февраля по 24 марта в связи с сезонным падением уровня воды в Джварском водохранилище, которое находится на территории Грузии. За этот период Абхазией было закуплено в России 198,3 млн. кВт/ч.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия