Согласно постановлению грузинского правительства, компании, работающие удаленно, могут продолжать деятельность. Однако онлайн-торговля непродовольственными товарами по-прежнему под запретом. В то же время оппозиция уверена, что бизнес, приближенный к власти, и в режиме ЧП сохраняет преференции.
Ограничение экономической деятельности не затронуло розничную торговлю продуктами, пищевую переработку, мельницы, поставщиков коммунальных услуг, фармацевтику, коммерческие банки, такси, газетные киоски, автосервис.
«Принимая во внимание специфику разрешенной экономической деятельности, удаленная работа подразумевает работу на дому, а в критических случаях – и на работе, но не более пяти человек», – этот пункт постановления вызвал много споров. Граждане не могут купить компьютерную и бытовую технику и многие товары для дома.
Your browser doesn’t support HTML5
Сегодня с разъяснениями выступила министр экономики Натия Турнава. «Онлайн-продажи непродовольственных товаров запрещены», – подтвердила глава ведомства на брифинге после завершения работы координационного совета.
«Я знаю, ограничение бизнеса всегда болезненно, но я хотела бы заверить, что это в первую очередь продиктовано требованиями адаптации к новой реальности для бизнеса и обеспечением безопасности. Мы должны убедиться, что люди на складах полностью соблюдают медицинские рекомендации, их поведенческий алгоритм должен быть формализован. Люди, которые идут в чей-то дом, должны быть защищены, и сами клиенты не должны опасаться заражения. Мы уже работаем над этим и скоро предложим конкретные правила. Компаниям, готовым полностью соответствовать требованиям безопасности, мы позволим работать», – сказала Турнава.
Между тем, согласно постановлению правительства 211, количество компаний, которые продолжат экономическую деятельность, выросло до 81. В обновленном списке – компании по добыче угля, производства цемента, металлурги, а также фирмы транспортного сектора, логистики и другие. Но не все.
В оппозиции обращают внимание на это и заверяют: власти закрывают глаза на бизнес Бидзины Иванишвили и приближенных к нему людей. По утверждению главы фракции «Нацдвижения» Романа Гоциридзе, в постановлении правительства фигурируют компании, в которых имеет доли лидер правящей партии:
«Если это объясняется тем, что, например, работа цементного завода Иванишвили необходима для проектов, которые не остановились, почему бы не распространить ее на весь сектор? Будет в два-три раза больше предприятий, на которых риск распространения вируса будет таким же или меньше. Строительство остановлено, но, как заявили в правительстве, муниципалитеты допустят исключения. Можно предположить, что эти исключения будут применяться к тем, кто приближен к власти. Правительство должно немедленно изменить существующий список исключений и установить правила честной игры», – призвал политик.
Избирательный подход властей к экономической деятельности порождает много вопросов, говорит экономист, профессор университетов «Кавкасия» и «Сакартвело» Акакий Цомая.
«Двойная игра властей наносит прежде всего психологический удар по людям, которые, находясь в самоизоляции, платят высокую цену и жертвуют доходами ради безопасности своих сограждан. И вот когда эти люди видят, что некоторые виды бизнеса, которые не относятся к жизнедеятельности государства, спокойно продолжают деятельность, создавая угрозу распространению инфекции, то это создает ощущение несправедливости и бессмысленности жертв самоизоляции. Люди задаются вопросом – а стоило ли ограничивать часть экономики, если часть привилегированного бизнеса продолжает зарабатывать? Однозначно скажу, что избирательные запреты властей являются тяжелой ошибкой, которая может аукнуться в будущем», – подытожил экономист.
Между тем, по словам премьера Георгия Гахария, власти не собираются вносить коррективы в первоначальные планы. Заявление прозвучало в эфире телекомпании «Имеди»:
«Сегодня у нас очень строгие запреты, и некоторые могут подумать, что они слишком суровы для наших граждан, экономики и компаний, но это объективная реальность, которую мы должны принять. Все остальное – компромисс, на который мы не в состоянии пойти, когда дело касается здоровья человека и экономического развития нашей страны завтра, это наша позиция», – заверил премьер-министр.