Абхазия в новой реальности

Мы, почти восемь миллиардов землян, переживаем сейчас нечто такое, с чем человечество за всю свою историю еще не сталкивалось. Нет, разумеется, «бывали хуже времена», причем намного хуже: люди занимались самоистреблением в войнах, «глады и моры» выкашивали до трети тогдашнего населения планеты (чума Юстиниана в VI веке)... Но нынешняя ситуация беспрецедентна в том смысле, что в результате рывка в развитии коммуникации миллиарды людей в разных частях света через экраны своих телевизоров, компьютеров и гаджетов будто наблюдают несколько месяцев за ходом всепланетного блокбастера, триллера, фильма ужасов, как хотите, так и назовите этот «сериал». Особенность его в том, что отнюдь не выдуманных персонажей, а реальные жертвы пандемии отправляют ежедневно на погост.

Сегодня число инфицированных в мире преодолело психологический рубеж в миллион человек, а количество умерших от коронавируса приблизилось к 50 тысячам. И уже совсем неубедительными выглядят «успокоительные» посты в соцсетях, рассказывающие, что от других болезней, в том числе от сезонного гриппа, погибает много больше людей. Во-первых, нельзя забывать, что мы имеем дело здесь с неведомым ранее и, возможно, постоянно мутирующим вирусом. Во-вторых, разве нам легче, скажем, от того, что век назад «испанка» унесла десятки миллионов людей?

Your browser doesn’t support HTML5

Абхазия в новой реальности

Абхазия по-прежнему остается одним из самых благополучных мест в отношении защиты от пандемии. Троих жителей Гальского района, прибывших из Москвы 31 марта по продленному абхазскому загранпаспорту, тщательно проверили на КПП «Псоу», а потом они были помещены на 14-дневный карантин в райцентре. Симптомов заболевания у них не было выявлено. Как не выявлено их и у всех других, находящихся на территории Абхазии.

Может быть, это благополучие повлияло на то, что если число пешеходов на сухумских улицах в последние дни резко уменьшилось, то этого не скажешь про автодороги. Да, количество автомобилей на них тоже сократилось, но нет ощущения, что все их водители отправлялись в путь только по крайней необходимости. Один интернет-форумчанин объяснял это тем, что многие люди у нас, особенно молодые, – «адреналинозависимые», они не могут сидеть дома, «как тигры в клетке». Так или иначе, но вчера Координационный штаб по защите населения Абхазии от коронавирусной инфекции под председательством и.о. президента республики Валерия Бганба сделал заявление, в котором говорится:

«К сожалению, ежедневное ухудшение эпидемиологической ситуации в мире, заметный рост числа заболевших в соседних с нами странах, а также все еще несознательное отношение общества к угрозе коронавируса вынуждают нас рассмотреть вопрос о полном запрете на пересечение государственной границы (въезд-выезд), в том числе для граждан Республики Абхазия, за исключением продовольственных и медицинских перевозок. Если в ближайшие дни интенсивность движения автотранспортных средств и передвижения граждан не будет спадать, то Координационным штабом по защите населения Республики Абхазия от коронавирусной инфекции также рассматривается вопрос о введении на всей территории страны комендантского часа в ночное время суток и введение ограничения на передвижение граждан в дневные часы».

Возможно, на принятие этого заявления повлиял, в частности, эпизод, произошедший накануне: водитель автомобиля ВАЗ-21140, не подчинившись законным требованиям сотрудников милиции в ограничении передвижения через КПП «Канал», пробил оградительный шлагбаум и на высокой скорости проследовал в г. Гал. В результате преследования автомобиль был блокирован в центральной части города, после чего нарушитель под угрозой применения насилия с использованием огнестрельного оружия в отношении правоохранителей оказал сопротивление сотрудникам Гальского РОВД, но был обезврежен. Водитель автомобиля, а также его пассажир доставлены в отдел милиции. Против водителя возбуждено уголовное дело.

К сожалению, вчерашнее заявление штаба не принесло пока видимых улучшений ситуации на сухумских, по крайней мере, улицах. Но на то были объективные причины: сегодня многие бюджетники получили зарплату и поспешили в продуктовые магазины запасаться провиантом на предстоящие дни.

Но в целом жители Абхазии привыкают к тому, что раньше обычно называлось карантином, сейчас чаще именуют самоизоляцией, а некоторые прибегают и к такому выражению, как «домашний арест, наложенный на самого себя». Привыкают к тому, что на дорогах стоят посты с медиками, проверяющими температуру водителей и пассажиров, что по улицам ездят милицейские машины и просят через громкоговоритель всех оставаться дома.

Впрочем, согласно новому мему, мало оставаться дома, надо еще оставаться людьми.

Радует, что общая опасность сплотила многих, подвигла их на добрые дела. В движение «Мы вместе», созданное предпринимателями Абхазии для закупки медикаментов и оборудования, вошли 36 компаний и индивидуальных предпринимателей. К 1 апреля они собрали 30 миллионов рублей. Представители московской абхазской диаспоры собрали на помощь Минздраву Абхазии 5,5 миллионов рублей, большую часть этой суммы перечислил на спецсчет председатель диаспоры Беслан Агрба.

В одной из сухумских аптек (точнее, в сети аптек) стали бесплатно раздавать антисептик. Сухумский адвокат Эка Вардания рассказывает, что она никогда не шила, но научилась этому, когда появилась острая необходимость. Перед тем как начался ажиотажный спрос на медицинские маски, она смогла купить на фабрике «Мода-Текс», начавшем их шить, только 15 штук, решила раздать их своим близким. Потом нашла швейную машинку и стала шить маски из своих новых, неиспользованных простыней. Потом написала в соцсетях, что ей нужна ткань и резинки. Люди начали приносить ткани, передавали через окно. Эка сшила уже около 160 масок, которые бесплатно раздала людям.

Вдохновленный подобными фактами, депутат абхазского парламента Астамур Логуа написал в «Фейсбуке»: «Сколько волонтеров, сколько благотворительности, сколько добрых начинаний и дел! Я горжусь, что живу среди вас! Мы обязательно победим этот вирус! Мира и добра нам всем!» Еще один активист той же соцсети Давид Дасания вторит ему: «Вот такая Абхазия мне по сердцу – Абхазия милосердная, заботливая, ответственная, надежная, помогающая друг другу, особенно семьям со стариками и детьми. Я горжусь тем, что, когда пришла беда, наши люди не стали похожи на диких зверей».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия