– Поделитесь опытом, как выживать без туристов, и что вы сами делаете, чтобы подготовиться к возможному кризису?
Аслан Кобахия, независимый гражданин независимой страны: Абхазия – та страна, которая выживет при любых условиях, может быть, с очень тяжелыми последствиями, но выживет. Потому что мы прекрасно помним 1995 год, когда все мировое сообщество, к большому сожалению, тогда и во главе с Российской Федерацией, нас взяло в блокаду. Руководство страны, народ поняли, что никаких других вариантов нет, только на себя рассчитываем. Слава богу, мы живем на благодатной земле, и, слава богу, это происходит весной. У нас есть все возможности для того, чтобы выжить в этих непростых условиях. Надо правительству и нашему государству полностью все ресурсы бросить сегодня на сельское хозяйство. Первым долгом обеспечить население тем минимумом, чтобы люди в этой стране не голодали. Для этого все условия у нас есть.
Your browser doesn’t support HTML5
Диана: Наша семья очень надеется, что будут туристы. Но если их не будет, нам будет сложно. Наши старшие – они пенсионеры, а у младшего поколения есть дополнительный заработок. Конечно, от туризма было бы больше доходов, но если их не будет, то, что делать, будет сложно.
– Что вы делаете, чтобы как-то подготовиться к кризису, который, может быть, будет?
Диана: На всю жизнь не запасешься, но я хочу посадить немного в огороде, чтобы у меня все было свое.
Читайте также Нам бы только месяц простоять и до лета продержаться…Вахтанг Пипия, президент Фонда международного делового сотрудничества: Абхазский народ выживал в самые тяжелые времена, не только во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. И до этого были случаи заболевания: чума, испанка и т.д. Конечно, трудности будут, но я уверен, что народ, который перенес все тяготы последней войны, и это тоже переживет. Это первое, что касается голода, 413 дней восточная часть Абхазии была в блокаде, она и это пережила. Так что панику создавать не надо. Надо, конечно, нам вернуться к земле. А у нас здесь можно вырастить все.
Анетта Сергеевна Бганба: Конечно, мне очень жаль предпринимателей, которые вложились, я надеюсь, что будет поддержка со стороны государства предпринимателей. Тот же НДС, о котором они так переживают, и я знаю, что, действительно, наносит ущерб. В конце концов, может быть, это будет стимулом, чтобы решить этот вопрос. Но я думаю, что особого для нас ущерба не будет, если это будет решено до конца апреля. Конечно, если все это продлится дальше, тогда, конечно, мы не выживем. Потому что большая часть, мы все живем за счет отдыхающих. К сожалению, государственной поддержки у нас очень мало.
Девушка: Я не думаю, что будет кризис именно в продовольственных товарах или каких-то продуктах. Я думаю, что поставки будут в Абхазию. Мы приобрели предметы личной гигиены, мы купили кое-какие продукты, чтобы реже выходить на улицу.
Кама Кварчия: Я считаю, что в Абхазии уже наступил кризис. Как экономист, бухгалтер я могу сказать, что с января по май обычно у нас тяжелая обстановка в стране, потом начинается туристический сезон, поступают налоги, люди вздыхают легче, гостиницы начинают заполняться. Но вдруг возникнет кризис? Не приедут отдыхающие, что делать? Я не знаю. Я, например, никак не готова к кризису. Я не могу сказать, что у меня лежат деньги в банке, что я защищена и т.д. Из бюджета остановят выплату зарплаты или меня снимут с работы, я останусь ни с чем. У меня вся надежда на свою зарплату.
Илона Хаджимба: Так совпало, что в этом году мы решили заняться земледелием. В Абхазии, я думаю, всегда есть возможность прокормить себя, тут главное не лениться, работать. Если мы все займемся земледелием, то голодными точно не останемся.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия