В Грузии закрыты все аграрные рынки, что повлекло за собой закрытие и мелких точек торговли сельхозпродукцией. Таким образом, на период ЧП без средств к существованию остались еще несколько тысяч человек. Специалисты предлагают свои рекомендации по оказанию помощи людям.
Администрация рынка будет оштрафована на 15 тысяч лари за нарушение правил, а продавец будет оштрафован на три тысячи лари, если нарушит запрет. Как пояснил министр сельского хозяйства Леван Давиташвили, решение было принято координационным советом в связи со сложной эпидемиологической ситуацией на рынках. По его словам, функционирование аграрных рынков станет возможным только после исполнения требований, разработанных Национальным агентством по продовольствию в сотрудничестве с Министерством здравоохранения:
«Разработанный Минздравом стандарт обязывает предоставлять специальное защитное снаряжение продавцам, строгое соблюдение гигиенических и санитарных условий, ежедневные дезинфекционные работы, а также наличие санузлов. Обслуживающий персонал должен быть зарегистрирован, и о нем должна иметься полная информация, включая данные о тесных контактах за последние 14 дней, история поездок. Согласно стандарту, люди старше 70 лет и люди с определенными заболеваниями не смогут работать на аграрных рынках».
Your browser doesn’t support HTML5
Пока неясно, сколько тысяч человек остались без работы – как правило, люди, занятые в этом секторе, являются самозанятыми, что усложняет выдачу им целевой помощи, говорят специалисты. Как говорит координатор фонда «Открытое общество – Грузия» Вако Нацвлишвили, сейчас очень важно определить круг людей, которые лишились средств к существованию в условиях пандемии. По словам представителя фонда, пока государство и политический класс в целом больше говорят о планах поддержки бизнеса, чем о людях, которые срочно нуждаются в социальной помощи.
«Самая незащищенная группа – это неофициально оформленные работники, которые оказались в непростом положении, поскольку, в отличие от обычных работников по найму, у которых есть трудовые договоры и работодатели, эти люди лишены всех видов социальных выплат. Это няни, уборщики, таксисты и, разумеется, торговцы на рынках. Этой категории работников сложнее получить льготы, потому что у государства нет точной информации о них. Мы видели, что государство выразило готовность покрывать коммунальные налоги некоторых семей, которые потребляют сравнительно меньше электроэнергии и газа, но многие уязвимые семьи из этой группы остались вне этой программы, некоторые не в состоянии соблюдать ограничения, установленные государством. Поэтому государство должно полностью покрыть им оплату коммунальных услуг и предоставить полную отсрочку банковских кредитов до снятия режима чрезвычайного положения».
По словам экономиста, независимого аналитика ОВГ Мераба Джаниашвили, большой части населения, которая по не зависящим от него причинам фактически находится в изоляции, государство должно оказывать финансовую поддержку:
«Единственное решение в этой ситуации – предоставить этим людям прямую финансовую помощь, и это может затронуть очень и очень большие массы населения. Здесь также можно говорить о том, что эта помощь не распространяется только на людей, которые имеют годовой доход более 40 тысяч лари, и на тех, кто работает в государственных структурах. 90% населения остаются без дохода и не имеют возможности сделать это. Поэтому этим людям просто нужно получить немного денег, чтобы прокормить себя. Этот шаг должен быть предпринят правительством в сжатые сроки. Я не знаю, почему откладывается это решение».
Не в последнюю роль в солидарности населению мог бы сыграть крупный бизнес, который не раз получал серьезные преференции от государства, считает специалист.