Может ли борьба с COVID-19 оказаться козырной картой в руках грузинских властей перед выборами? Этим вопросом все чаще задаются оппоненты властей с учетом необъяснимых отставок мэров городов в регионах и сегодняшнего предположения премьер-министра Георгия Гахария о том, что чрезвычайное положение может быть продлено и после 21 апреля. Так ли это?
«Как только завершится чрезвычайное положение, мы сразу же утвердим конституционные поправки, необходимые для избирательной системы», – пообещал сегодня один из лидеров правящей «Грузинской мечты», депутат парламента Ираклий Кобахидзе. Соответственно, выборы в октябре пройдут, как договорились правящая сила, оппозиция и международные посредники, по принципу: 120 депутатов по пропорциональным спискам, 30 – по мажоритарным. До последних дней оппозиция в это верила и даже нахваливала власть за адекватное поведение: из-за ЧП процесс переговоров по поправкам в Избирательный кодекс и Конституцию был не прерван, а всего лишь перенесен в онлайн-режим.
– До конца мая есть время, – уверял ранее «Эхо Кавказа» Ираклий Кобахидзе.
Читайте также В Грузии не исключают перенос выборовТолько этого времени может не хватить, если учесть сегодняшнее предположение, высказанное премьер-министром Георгием Гахария. Он не исключил, что после 21 апреля чрезвычайное положение может быть продлено. А если оно продлится до конца мая, то парламент может осуществить избирательную реформу, и в этом случае выборы в октябре пройдут по старой модели, когда 150 депутатов будут избраны с соотношением: 77 по пропорциональным партийным спискам и 73 – по мажоритарным округам. Такая система, максимально позволяющая правящей силе остаться у власти, и стала причиной политического кризиса, которым была охвачена Грузия почти весь прошедший 2019 год.
Your browser doesn’t support HTML5
В оппозиции решили власти предостеречь. Один из лидеров «Европейской Грузии», вице-спикер от парламентского меньшинства Давид Бакрадзе сказал:
«Не дай бог, но ситуация может стать настолько тяжелой, что из-за пандемии мы не сможем провести выборы по объективным причинам. И мы это поймем. Но ни у кого не должно быть иллюзии, что власти смогут искусственно продлить чрезвычайное положение или перенести выборы».
О том, что правящая «Грузинская мечта» ситуацию с COVID-19 использует в своих узкопартийных целях, в стане оппозиции заговорили после «необъяснимых» отставок мэров в регионах Грузии. Накануне на своей странице в Facebook Георгий Чигвария сообщил, что покидает пост мэра Кутаиси. Причину он не назвал, лишь поблагодарил правящую «Грузинскую мечту» и пообещал, что всегда будет рядом.
В Кутаиси, надо сказать, не очень огорчились, поскольку Чигвария запомнился горожанам провалившимися инфраструктурными проектами и тем, что в августе 2018 заказал свой портрет местному художнику и отправился с ним на выставку в итальянский город Козенца – побратим Кутаиси.
Не вселяет оптимизма у оппонентов власти и другая отставка. 1 апреля, тоже по собственному желанию, должность мэра городка Терджола покинул Бондо Сопромадзе, перед этим своим заместителем утвердив Лашу Гогиашвили, который до этого занимался «корпоративками». Продвижение последнего связывают с тем, что он – одноклассник лидера парламентского большинства Мамуки Мдинарадзе. С учетом кулуарной информации о том, что Мдинарадзе может баллотироваться как мажоритарный депутат в родном Терджола, в оппозиции кадровую перестановку сочли ни чем иным, как подготовкой власти к предстоящим выборам.
Оппозиционеры не исключают, что такая смена кадров на заурядных чиновников произойдет и в других регионах, ведь до этого свой пост покинул и мэр города Они (регион Рача), говорит член политсовета «Нацдвижения» Георгий Ботковели:
«Как видно, чрезвычайное положение для власти оказалось благоприятным условием для того, чтобы подготовиться к парламентским выборам. Они занимаются устраивающими их политическими перестановками, вместо того чтобы всецело заниматься решением проблем людей».
«Быть одноклассником – не преступление, – отмахнулся генсек «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе. – Все изменения осуществляются для оздоровления ситуации, чтобы с новым энтузиазмом, новой кровью искоренить определенные проблемы и осуществить новые работы. Что же касается выборов, все партии готовятся к ним, в том числе и правящая партия, здесь нечего скрывать».
Прямых избирательных лозунгов со стороны политических партий пока не видно в грузинских СМИ. Хотя все чаще бросается в глаза, а порой и режет ухо, как респонденты нахваливают правительство. Наглядным примером могут быть слова главного инфекциониста страны Тенгиза Церцвадзе. 7 апреля, сообщая обществу о третьей жертве коронавируса, он отметил, что Грузия успешнее всех в Европе борется с пандемией. И все – благодаря «работающей как часы вертикали», при которой врачи, Министерство здравоохранения и правительство, благодаря премьер-министру Георгию Гахария, действуют эффективно и слажено. «Хотите – верьте, хотите – нет», – добавил под занавес Тенгиз Церцвадзе.
Многие такую открытую похвалу расценили как попытку «Грузинской мечты» восстановить авторитет премьер-министра Гахария, с именем которого, тем не менее, связан жесткий разгон июньских акций протеста в 2019-м. Появилась хорошая возможность показать, что в Грузии нет неформального правления в лице Бидзины Иванишвили, который в эти дни вообще нигде не появляется и не проводит партийные собрания, однако все же жертвует фонду по борьбе с COVID-19 100 миллионов лари. Пока власти эффективно справляются с проблемой, считает доктор политических наук, профессор ТГУ Звиад Абашидзе. Он считает естественным, что правящая сила будет складывать в свою избирательную копилку достижения в борьбе с коронавирусом. Тем не менее он уверен, что и у оппозиции есть возможность предстать перед избирателем в лучшем свете:
Читайте также Протесты в Грузии: кто ответит за насилие?«Я заметил, что в последнее время травля и переругивание между властью и оппозицией сошли на нет. Будет хорошо, если такие отношения сохранятся и перед выборами. Правящая сила и оппозиция должны сейчас сконцентрироваться на своих программах и не тратить силы на споры, которые носили порой уже личностный характер. Если наши политики будут вести себя так, то я бы сказал тогда, что этот вирус оказал позитивное влияние на нас и научил уму-разуму», – говорит политолог, надеясь, что в скором времени вместе с разрешением ситуации с COVID-19 разрешится и проблема крайней поляризации политических элит Грузии.