В Грузии, как и во всем мире, происходит естественный процесс – переход пандемии на новый этап – привыкания.
Так уж устроены люди: все, что совсем недавно казалось ужасным и смертельно опасным, в какой-то момент становится обыденностью, рутиной. Люди уживаются с войнами, которые уносят по несколько сот жизней в день, ходят в школы во время бомбежек, спокойно водят детей гулять в парки в городах, где орудуют банды и наркокартели. Представьте себе, кто-то даже в Сомали и Афганистане живет, и ничего.
Было бы странно, если бы процесс привыкания не начался в отношении вируса средней мощности. Еще недавно все с ужасом говорили – «Спасайся, кто может, корона идет», а сегодня, спустя полтора-два месяца, – «Ну да, ну корона, ну вирус, и что с того?» Вслед за привыканием к болезни начинается другой, куда более сложный и тяжелый процесс – выходящие из стресса люди по всему миру начинают задавать один и тот же вопрос: «Корона короной, а жить-то как будем дальше?..»
И вот тут возникает ситуация, с которой смириться невозможно, – мировая экономика стоит, и на ее восстановление требуются в лучшем случае месяцы, в худшем – годы... Все бы ничего, но эти несколько месяцев еще прожить надо. И, представьте себе, надо что-то есть хотя бы три раза в день, а в условиях тотальной остановки экономики сделать это становится все сложнее и сложнее.
Правительство Грузии представило антикризисный план, который скорее можно назвать планом социальной помощи, так как, по сути, он не направлен на оказание реальной помощи бизнесу.
Читайте также Антикризисный план не учел арифметические действияВпрочем, думать об экономике в апреле 2020 года совершенно бесполезно, сейчас уже сделать ничего нельзя. Начать «меры по стимулированию экономики», если они вообще возможны, следовало восемь лет назад, а сегодня единственное что остается – это латать дыры и надеяться, что процесс восстановления мировой экономики не затянется на годы.
Кроме того, и сам план – виртуальный, поскольку денег под него пока нет. Получить помощь от международного сообщества – проблематично, так как соискателей слишком много, а свободных денег слишком мало. Богатые страны полностью сконцентрировались на поддержании привычного уровня жизни своих граждан, и нищеброды из далеких краев их сегодня не волнуют.
Гуманизм, политкорректность, Live Aid for кого угодно, от Африки до Черного моря, – это замечательно пока все хорошо, денег много, экономика работает, свои граждане довольны. Как только клюнет «черный лебедь» – все спешат запереться в своем доме.
Не стоит особо рассчитывать и на несчастный грузинский бюджет, который только официально из запланированных 12 млрд лари недополучит около двух. А если «мечтатели» признали, что дефицит составит два млрд, то реально – считай, все три. Соответственно, денег даже на представленную слабенькую программу в наличии пока нет...
Главная тема, которая сейчас всех беспокоит, и бизнес – в первую очередь, – когда наконец будут сняты ограничения в рамках карантина?
Увы, как только ограничения будут сняты, станет ясно: не имеет принципиального значения, есть карантин или нет… Бессмысленно открывать гостиницы и рестораны в ситуации, когда у них нет и не может быть клиентов. Открывшиеся объекты через пару недель снова закроются, но теперь уже сами, без всякого участия государства.
Проблема в том, что Грузия в коронакризисный период потеряла все источники поступления валюты, стало быть, из местных покупать товары и ходить в рестораны некому, а иностранцев нет и еще долго не будет.
В 2019 году Грузия получила по линии туризма 3,2 млрд долларов, денежные переводы из-за рубежа составили почти 1,5 млрд долларов. Теперь этих денег нет. Вдумайтесь в цифру и придите в ужас: страна потеряла более 4,5 млрд долларов... Для населения в 3,7 млн человек – это равносильно катастрофе. Причем это были деньги, которые шли на самый низовой уровень и создавали определенный уровень жизни сотням тысяч человек. Сейчас все это рухнуло.
А еще добавьте к этому экспорт на 3,5 млрд долларов, инвестиции на 1,2 млрд, добавьте к этому то, что 10-15% недвижимости в Грузии покупали иностранцы – русские, украинцы, турки, арабы, иранцы и многие другие. Все эти миллиарды растаяли как вчерашний снег, и снятие ограничений внутри Грузии эту проблему никак не решает.
Выход мира из кризиса будет поэтапным – первыми пойдут сильные индустриальные страны. Локомотивы мировой экономики – Штаты, Китай, Европа, Канада, Япония. Вторым эшелоном будут зависящие от них страны – те, кто штампует их продукцию, вроде Индонезии и Мексики, или поставляет им жизненно необходимое сырье – вроде России и Азербайджана.
Страны типа Грузии, у которых нет ни своих экономик, ни «отверточной сборки», ни ценного сырья, заняли свое место в третьем эшелоне, и они вернутся к позициям января 2020 года самыми последними.
Когда жители стран первых двух категорий встанут на ноги, постригутся, купят все, что не купили из-за карантина, придут в себя после долгого стресса, пополнят прохудившиеся кубышки и лишь после этого оглянутся по сторонам – «а не съездить ли нам куда-нибудь?» Или – «а не взять ли нам на уборку нашего садика иностранного мигранта?»
И наконец – самая модная байка периода коронакризиса: «Запад начинает выводить предприятия из Китая, и нам надо перетянуть к себе хотя бы часть». Все слабые страны мира бросаются делить шкуру китайского медведя, который в это время жив и на тот свет совсем не торопится.
Читайте также Грузия прокладывает путь ДраконаВо-первых, что значит «Запад уйдет из Китая»? В Китае работает не какой-то обобщенно-усредненный «Запад», а конкретные западные компании, которые не ушли оттуда даже под угрозой повышения тарифов на экспорт в США.
Было бы странно полагать, что они вдруг вместе, сговорившись, плюнут на свои многомиллиардные инвестиции и покинут Китай только из-за того, что «Пекин заразил весь мир»... Вы это серьезно? Расскажите об этом Илону Маску, который не далее чем в январе, в разгар американо-китайской торговой войны, прилюдно плясал на открытии завода «Тесла» в Шанхае...
Если даже представить себе невозможное и допустить массовый исход мирового бизнеса из Китая, то побежит он далеко не в Грузию с ее неквалифицированной, недисциплинированной и капризной рабочей силой. А побежит он туда же, в Азию – во Вьетнам, в Таиланд, Индонезнию.
В страны-муравейники, где покорное население может работать по 12 часов в день за 100 долларов в месяц, и это – без капризов, забастовок и разговоров в духе «ты чего тут командуешь, это наша земля, а ты здесь гость»...
Словом, пока все очень глухо, и худшее у нас еще впереди...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции