Особенности «фиделизации» Грузии

«Грузинская мечта» и оппозиция разошлись в оценках последних заявлений западных дипломатов, выступивших в качестве медиаторов на внутриполитических переговорах по парламентским выборам. 8 марта при посредничестве послов стороны сумели достичь соглашения, но теперь обвиняют друг друга в намерении сорвать сделку. Попытка дипкорпуса прояснить ситуацию успехом не увенчалась.

Грузинская оппозиция не намерена продолжать диалог с правящей партией по конституционным изменениям до тех пор, пока не будут отпущены на свободу все политзаключенные. 13 мая противники власти намерены провести консультации, по итогам которых будет выработана единая позиция в вопросе противостояния «Грузинской мечте». О выходе из диалога оппозиция заявила после того, как правящая партия, по их словам, официально отказалась выполнять один из ключевых пунктов соглашения, достигнутого 8 марта при посредничестве иностранных дипломатов. О планах объединенной оппозиции заявил лидер «Лейбористской партии» Шалва Нателашвили:

«Завтра в 2 часа дня пройдет консультационное собрание всех грузинских оппозиционных партий. И я хочу, чтобы Бидзина Иванишвили знал, что никакие вирусы, никакие эпидемии и чрезвычайные положения не остановят процесс по искоренению самого страшного вируса в истории нашей страны в лице этого режима. Помню, когда я встречался с сенатором Ришем, я еще тогда ему сказал, что Иванишвили станет их головной болью».

Your browser doesn’t support HTML5

Особенности «фиделизации» Грузии

Упомянутый Нателашвили сенатор Джим Риш, являющийся председателем комитета по международным отношениям Сената США, отозвался на разгоревшуюся в Грузии дискуссию вокруг вопроса о выполнении меморандума, подписанного «Грузинской мечтой» и оппозицией. В своем Твиттере сенатор написал:

«Я ожидаю, что политические партии Грузии полностью выполнят условия мартовского соглашения, включая освобождение политзаключенных и прогресс в направлении новой избирательной системы».

Политзаключенными противники власти называют оппозиционных политиков и активистов: Гиги Угулава, Ираклия Окруашвили и Георгия Руруа, задержание которых ранее вызвало резкую критику как в США, так и в Европарламенте.

Читайте также Грузинская политика выходит из карантина

Между тем в правящей партии поспешили заявить, что не давали подобных обещаний во время переговоров. Да и вообще, если верить главе фракции «Грузинской мечты» в парламенте Рати Ионатамишвили, в Грузии при правлении нынешней власти политзаключенных не существует в принципе, а оппозиция попросту манипулирует этой темой:

«Та часть оппозиции, которая манипулирует именно этой темой, несколько дней назад заявила, что в тексте и в процессе соглашения не акцентировалось внимание на политзаключенных, так что, я думаю, в этом плане вопросов больше не существует. А те, кто желает внести эту тему в процесс диалога, априори настроены на то, чтобы консенсус не состоялся. Думаю, мы уже можем говорить не о тексте соглашения, а о том, почему шантажирует эта безответственная часть оппозиции тем, что нарушит соглашение от 8 марта. Общество помнит, что они и тогда не хотели консенсуса, и это было принуждение. Призываю их не выходить за формат этого соглашения, поскольку в этом случае им придется заплатить очень тяжелую политическую цену».

Впрочем, «о тяжелой политической цене» говорит и оппозиция. Особенно после того, как председатель парламента Арчил Талаквадзе призвал послов иностранных государств, выступивших в процессе достижения мартовского соглашения в роли фасилитаторов, обеспечивших диалог, подтвердить необоснованность претензий оппозиции. Но ход, по мнению наблюдателей, оказался крайне неудачным. Общее заявление дипломатов, распространенное американским посольством, прозвучало явно не в пользу власти:

«Мы, как фасилитаторы диалога, способствовали созданию платформы для дискуссии, которая служила построению доверия и давала возможность участникам идти на сложные уступки. Наша роль не подразумевает раскрытия содержания обсуждений или разъяснения соглашения. Достигнутое соглашение хорошо известно общественности. Оно одинаково понравилось как грузинскому народу, так и международному сообществу. Мы отмечаем, что соглашение состоит из двух частей: одна сфокусирована на избирательной системе, а другая заостряет внимание на решении тех вопросов, которые похожи на политическое вмешательство в судебную систему. Мы призываем все стороны полностью соблюдать обе части соглашения, чтобы оно было успешно осуществлено».

Реакция послов на призыв председателя парламента дала возможность оппозиции обвинить власти не только в отказе выполнять соглашение, но и в подрыве имиджа Грузии на международной арене. На этом, в частности, заострил внимание председатель «Единого национального движения» Григол Вашадзе:

«Нашим медиаторам пришлось вмешаться в дискуссию оппозиции и власти. Объяснять то, какова их роль в этом соглашении, и объяснять значение освобождения политзаключенных из тюрьмы, поскольку это было неотъемлемой частью нашего соглашения. К сожалению, это пришлось делать и председателю комитета Сената США по международным отношениям. Ему еще раз пришлось подчеркивать то, что в XXI веке в Грузии есть политзаключенные, и он это отметил потому, что все участники соглашения должны выполнить взятые на себя обязательства. Он подчеркнул, что международное содружество, наши союзники обращают серьезное внимание на то, как будет исполнено соглашение от 8 марта 2020 года. Вот какой результат получила власть: пострадала демократическая репутация Грузии и все узнали, что у нас есть политзаключенные, и я хочу подчеркнуть, что за все негативные последствия от неуместных, бессодержательных и совершенно бестактных заявлений представителей правящей команды будут ответственны власти Грузии, «Грузинская мечта» и все ее лидеры».

То, что отвечать придется, согласны и в гражданском секторе. Только вот ответственность за скатывание страны в авторитаризм может понести вся Грузия, а не только правящая партия и ее лидер, считает экс-министр обороны Тина Хидашели. При этом, по ее мнению, прямое неуважение, которое власти Грузии высказывают по отношению к сенатору Ришу, не придавая значения его словам, могут дорого обойтись Тбилиси:

«Все эти разговоры «Грузинской мечты» о том, что критика в их адрес – это критика лишь одного конгрессмена или сенатора, абсолютная глупость. Этот человек, который написал твитт, сегодня является самой главной фигурой в сенате США по вопросам, касающимся Грузии. И каждый раз, когда вопрос Грузии будет попадать в повестку дня США, мы будем иметь дело с этим человеком. И если он будет поднимать вопрос политзаключенных, то это закончится санкциями. Так как это часть политики Америки – вводить санкции против тех стран, где есть политзаключенные. Очень надеюсь, что с нами не получится т.н. фиделизации (по аналогии с Фиделем Кастро). Но сегодняшние заявления – прямая дорога к этому. Повторюсь: если в нескольких официальных документах США в контексте Грузии будут упомянуты политзаключенные, это прямая дорога к санкциям».

И только от доброй воли США будет зависеть, попадут под эти санкции конкретные политические лидеры или вся страна.