Опять в 125 раз!

Анатолий Бибилов

Южная Осетия откроет в России торговые представительства. Соответствующий указ подписал накануне президент Анатолий Бибилов. Как заявил сегодня министр экономического развития Геннадий Бекоев, это даст дополнительные возможности для продвижения югоосетинских товаров на российском рынке.

3 июля президент Анатолий Бибилов подписал указ о создании торговых представительств на территории России в рамках реализации Соглашения между правительством Южной Осетии и России о взаимном учреждении торгпредств от 1 декабря 2009 года.

Для тех, кто не в курсе: торговое представительство обеспечивает государственные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности в стране пребывания. Например, оказывают содействие югоосетинским компаниям, заинтересованным в развитии экспортной деятельности. Ведет работу по привлечению иностранных инвестиций и технологий в республику.

Your browser doesn’t support HTML5

Опять в 125 раз!

Сегодня с некоторой задержкой министр экономического развития Геннадий Бекоев прокомментировал указ президента:

«Открытие торговых представительств Южной Осетии позволит вывести республику на новый, более высокий уровень взаимосвязей и торговых отношений с дружественными партнерами из других стран».

То есть, по оценкам министра, торговые отношения республики с Россией уже на высоком уровне, но представительства позволят поднять их еще выше, на недосягаемую прежде высоту.

Читайте также Бизнес расширяет границы

Всякий раз, когда вижу такие заявления по поводу экономических достижений и открывающихся широких перспектив, хочется разобраться с ними более подробно.

Помните, как у Константина Паустовского:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце…

Что ж, давайте всмотримся, потому что подобных прорывных достижений у нынешнего руководства по нескольку в год, а жизнь в республике менее всего напоминает экономическое развитие.

Давайте посчитаем из того, что на поверхности. Какие из заявленных прорывных достижений состоялись, а какие остались фейком, хотя бы за последние три года.

Помнится, 21 июня 2018 года между Южной Осетией и Крымом было достигнуто соглашение, предусматривающее продвижение югоосетинской продукции на полуостров. Более того, правительство Крыма предоставило республике возможность открыть сеть своих фирменных магазинов, если мне не изменяет память, речь шла о 25 торговых точках.

Читайте также В Крыму появятся фирменные югоосетинские магазины

Как тогда заявил президент ТПП Южной Осетии Алан Алборты: «Скоро мы обрадуем наших предпринимателей, когда они увидят в Крыму наши фирменные магазины и свою продукцию на полках этих магазинов».

И где эти магазины, и где счастливые югоосетинские предприниматели, сбывающие свою продукцию через сеть магазинов в Крыму?

Поехали дальше. Договоры с Луганском и Донецком, которые, как тогда писала официальная пресса, «договор всеобъемлющий и предполагает двустороннее взаимодействие и развитие различных сфер жизнедеятельности – в сфере экономики, культуры, образования, военной помощи».

Читайте также Зачем Южной Осетии донецкие сталь и колбаса?

И где это «всеобъемлющее», где польза от него для республики? Донецкий уголь идет в Европу под видом югоосетинского. Республика от этого ни копейки не имеет, зато в Европе у Южной Осетии складывается репутация какой-то мафиозной территории.

Наконец, соглашения с Сирийской Арабской Республикой. Где обещанная торговля с Сирией? Какова судьба подрядов на строительство сборных домов, о котором так бодро отрапортовало правительство? Где в Южной Осетии завод по производству щитовых домов, на котором зарабатывают на жизнь югоосетинские трудящиеся?

Читайте также Южные осетины придумали, как обойти китайцев в Сирии

Можно вспомнить не только международные, но и внутренние прожекты. Где новая система оросительных каналов в Ленингорском районе, о которой так подробно рассказывала официальная пресса, – про начало проектно-изыскательских работ оросительной системы, благодаря которой уже к этому или следующему лету югоосетинская овощная продукция заполнит рынки не только Южной Осетии, но и юга России?

Читайте также Пиар главы или проект века?

Сколько прожектов было анонсировано, сколько дерзких решений озвучено, а в итоге – дырка от бублика.

Это гротескная история про то, как правительство, не способное наполнить мизерный рынок своей республики с населением в 50 тысяч человек, трубит на весь мир о готовности экспортировать продукцию в страны с многомиллионным населением, и даже заключает по этому поводу какие-то соглашения, договоры.

Власть демонстрирует беспочвенно-мечтательное прожектерство, маниловщину, когда речь идет о планах развития республики, о будущем для ее населения. И в то же время вполне себе чичиковский прагматизм, когда речь заходит о собственном будущем. Например, когда нужно задвинуть любыми средствами политических конкурентов – от закрытия партий, до посадок в тюрьму. Когда нужно сломить сопротивление депутатского корпуса, чтобы протащить свое решение…

Читайте также С Ираном поручено «серьезнее поработать»

То есть на самом деле это не история про маниловщину и не про отсутствие целеполагания. Это история про то, когда целеполагание не может быть озвучено, потому что оно не предполагает одобрение общества. Поэтому нет никакой разницы, какие прожекты артикулировать – хоть оптовые поставки слонов из Южной Осетии в Гренландию. Главное, чтобы в них не звучали слова, передающие истинное значение процесса, чтобы лишний раз не нервировать избирателя.

Например, как можно прочитать новость о торгпредстве, руководствуясь советами Паустовского – присмотреться и прислушаться. Торговые представительства – это формальность, которая предполагается межгосударственными отношениями. Это история не про экономику и не про продвижение товаров, которых нет, и, если ничего не изменится, в обозримом будущем не будет. Это история про несколько должностных окладов для своих ребят в Москве, и, возможно, даже с дипломатическими корочками. В принципе, новость хорошая. Несколько человек смогут трудоустроиться и кормить свои семьи. На здоровье.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия